ВЕКТОР


Норильский никель” и “Алроса” дождались отмены квот на экспорт своей продукции – соответствующий указ подписал в субботу президент Владимир Путин. Это “очень важный и позитивный шаг по направлению к полной либерализации рынка драгоценных металлов”, прокомментировала это событие пресс-служба “Норникеля”. Тем не менее к полной свободе рынка эта мера все же не привела, ведь правительство не сочло возможным отменить лицензирование экспорта этих металлов. “Норникель” и “Алроса” теперь и впрямь могут в неограниченном количестве продавать свою продукцию за рубеж, но делать это они по-прежнему будут через госпосредника – ФГУП “Алмазювелирэкспорт”. Именно он будет владеть лицензиями на экспорт платиноидов и алмазов, добываемых “Норникелем” и “Алросой”, и по-прежнему будет получать комиссию за свои услуги. Будут ли лицензии на экспорт пересматриваться ежегодно или будут генеральными (бессрочными), пока тоже вопрос. В Минэкономразвития “Интерфаксу” вчера сообщили, что склонны к разовым лицензиям, но несколько источников в отрасли рассчитывают на генеральные. Частичная либерализация рынка не удовлетворила его игроков. Президент “Алросы” Александр Ничипорук уже заявил, что в преддверии вступления России в ВТО ожидает от властей отмены лицензирования. Это неудивительно, ведь чрезмерное госрегулирование экспорта платиноидов и алмазов всегда воспринималось клиентами российских производителей как дополнительный риск в сотрудничестве с ними. Субботний указ эти риски смягчил, но не устранил.

На общих основаниях

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) нашла новый способ не исполнять предписание, выданное ей Федеральной антимонопольной службой (ФАС) еще в марте 2006 г. Тогда ФАС предписала ГКРЧ аннулировать отказы на несколько просьб “Вымпелкома” выдать ему частоты и рассмотреть заявки оператора заново. ГКРЧ не спешила исполнять это требование. Тогда “Вымпелком” обратился в суд и добился решений в свою пользу. Вчера стало известно, что ГКРЧ отменила пять прежних отказов в выдаче “Вымпелкому” частот: три из них касаются Дальнего Востока, один – Северо-Запада и еще один – Урала (в последних двух случаях частоты нужны оператору для расширения уже существующих сетей, а на Дальний Восток у него нет лицензии вовсе). Тем не менее вожделенных частот “Вымпелком” так и не получил. Вторую часть предписания ФАС – рассмотреть заявки “Вымпелкома” заново – ГКРЧ исполнит позднее, объясняет Павел Морозов, советник главы Федерального агентства связи и заместителя председателя ГКРЧ Андрея Бескоровайного. Но, скорее всего, в частотах оператору вновь будет отказано, добавляет он, поясняя, что в конце декабря ГКРЧ решила выдавать частоты GSM-операторам исключительно по конкурсу. Предписание исполнено лишь частично, делает вывод начальник управления ФАС Константин Сеничкин.

Строго говоря, “Вымпелком” имеет право получить частоты и вне конкурса: он обращался в ГКРЧ за дальневосточными частотами более 30 раз, и все заявки были поданы еще до изменения порядка выдачи частот. Но частоты – ресурс ограниченный, так что заведующая этим ресурсом ГКРЧ всегда может предъявить железный аргумент: нет свободных частот. Раньше, когда “Вымпелком” обращался с заявками, действительно были, а теперь – нет. Впоследствии частоты могут отыскаться, но тогда “Вымпелкому” придется претендовать на них на общих основаниях – участвуя в конкурсе.

Полумера