Кот с головой дракона


Если бы на месте корреспондента «Пятницы» был писатель, то после встречи с президентом ювелирного дома Boucheron Жан-Кристофом Бедо он непременно написал бы роман: смесь детектива и фантастики. Ведь француз рассказал о ванной комнате, инкрустированной драгоценными камнями, об отказе наследника от управления империей Boucheron, о кольце власти и необычном гибриде кота с драконом. Началась же беседа с истории об убийстве иностранца в русском поезде в начале XX века.

– Бушерон был первым французским ювелиром, который открыл магазин в России: в 1898 году в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в доме 26. Конечно, вы спросите:

«А как же Фаберже?» Однако это совсем другая история, так как эта марка появилась в России, а не пришла извне. Boucheron был поставщиком императорской семьи. Многие великие русские семьи были среди клиентов ювелира. В 1914 году представитель Boucheron в России был убит в поезде грабителями. В результате Бушерон закрыл магазин.

– В течение четырех поколений компанией управляла семья Бушерон, однако не так давно ситуация изменилась. Почему это произошло?

– Ален Бушерон – представитель четвертого поколения после Фредерика, Луи, Жерара – до сих пор жив, и я часто с ним встречаюсь. Он продал компанию в 1994 году. Одна из причин этого – у него не было детей и некому было оставить ее в наследство. Конечно, сказалась и обстановка на рынке, но мне кажется, что в первую очередь дело в детях. Когда отец получает компанию от деда, ты – от отца, а дальше цепочка прерывается... Ведь мы все делаем ради детей. Многие крупные французские ювелирные компании были образованы в начале XIX века. И после трех-четырех поколений наследников становилось меньше и управлять компаниями становилось все сложнее, поэтому они были вынуждены их продать.

– Кстати, управляют ювелирными компаниями, как правило, мужчины, а носят украшения преимущественно женщины...

– История ювелирного искусства делается мужчинами. Потому что драгоценности всегда были символом власти и силы. Традиционно мужчины вели войны, чтобы обладать драгоценностями. Именно мужчины носили украшения. Например, индийские махараджи, римляне, греки и даже египтяне. Но со временем мужчинам стало неудобно носить украшения, поэтому они стали дарить их женщинам.

Или, например, вспомните трилогию «Властелин колец». Вся история крутится вокруг одного кольца. Оно обладает властью, влиянием, из-за него ведутся войны. Сила, которой может обладать одно кольцо, совершенно невероятна. Кольцо чрезвычайно символично.

Можно обратиться к другому примеру –киноэпопее Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец». На самом деле, этот фильм о человеке, который носит кольцо. Там есть сцена свадьбы дочери крестного отца. К Марлону Брандо – крестному отцу – приходят просители. Выслушав очередную просьбу, он каждый раз говорит: «Поцелуйте мое кольцо» (в этот момент Бедо изображает крестного отца и протягивает руку с кольцом). Поцелуй кольца означает, что вы понимаете, кто тут босс, кого уважают и кто правит бал.

Традиционно человек, который носил кольцо, обладал властью. И это возвращается. Хотя сейчас мужчина носит украшения по разным причинам.

– А делает ли Boucheron вещи для мужчин?

– Да. Но мы не делаем изделий специально для мужчин, мы делаем украшения, которые носят мужчины. Я не люблю говорить, что вот это кольцо для мужчины, а вот это для женщины. Наша работа не в том, чтобы делить клиентов по тому или иному признаку. Мы просто создаем красивые украшения, а люди решают, кому и как их носить. Например, кольцо из золота четырех видов – желтого, белого, шоколадного и розового – носят и мужчины, и женщины.

– Кстати, Boucheron по меньшей мере однажды делал вещи специально для мужчины, когда махараджа Патиала в 1928 году принес шесть сундуков, набитых драгоценными камнями, и заказал из них ювелирные украшения. Встречаются ли сейчас клиенты с необычными заказами?

– Естественно! Таких очень много. Мы создали отдел, который занимается только специальными проектами – заказами частных клиентов. В прошлому году, например, к нам обратилась женщина, которая хотела, чтобы все предметы в ее ванной комнате были сделаны мастерами Boucheron: флаконы, держатели полотенец, мыльницы. Они должны были быть из золота с инкрустацией из драгоценных камней. Заказ не хуже, чем у махараджи (смеется).

– В одном из интервью вы говорили, что сейчас ювелирные изделия покупаются не только по каким-то особенным случаям. Почему, на ваш взгляд, ситуация изменилась?

– Потому что изменился мир. В мире существуют правила, социальные нормы, и людям приходятся с ними считаться. Раньше драгоценности было принято дарить на дни рождения, помолвки, свадьбы. Семейные украшения хранили и надевали в исключительных случаях. Сегодня общество не так сковано и структурировано, как раньше. Люди покупают украшения не только для себя, но и в подарок.

– А какой самый запоминающийся подарок вы получали?

– Ха! Я думаю, что это мой первенец. Я был так счастлив, когда жена сказала мне, что беременна! А если говорить о вещах, то никогда не забуду, как сделал будущей жене предложение и протянул ей кольцо. А она в ответ тоже подарила мне кольцо. Это было очень необычно.

– Сейчас у вас уже четверо детей. Хотите, чтобы они пошли по вашим стопам?

– Я хочу быть для них примером благородства и честности. Но я не хочу, чтобы они были моей тенью. Хочу, чтобы они были независимыми, приобрели свой жизненный опыт. Это очень важно.

– Вы увлекаетесь многими видами спорта: регби, гольф, гребля... Вы просто наблюдатель? Спонсор? Или активный участник?

– Родители хотели, чтобы мы получили всестороннее образование: мы ходили в школу искусств, в музыкальную школу. Они также хотели, чтобы мы занимались спортом, чтобы больше узнали об обществе, о людях. Спорт очень хорошо учит бороться и защищать себя. Это неизменное мерило твоих способностей к выживанию, показатель лидерских качеств и способности играть в команде. Речь даже не о победах, в спорте важны правила, умение подняться после падения, проявить себя, пусть даже и проиграть.

– Как вы считаете, спорт помогает в бизнесе?

– Я уверен в этом! Спорт учит, как себя вести в бизнесе, как выжить и преуспеть.

– Вам наверняка приходится много путешествовать...

– Я очень люблю города, в которых есть определенный дух, которые дают мне пищу для размышлений. В юности мне очень хотелось побывать в России. В школе и институте мы постоянно говорили о том, что же происходит по другую сторону «железного занавеса». Для нас это представлялось какой-то фантастикой, так как никто там не был. Мы знали русскую историю, литературу, музыку, балет, слышали о Большом театре и Театре им. Кирова (сейчас Мариинский. – «Пятница») в Санкт-Петербурге. Во Францию из России иногда привозили балет и оперу. Я ходил смотреть.

– Когда же вы впервые приехали в нашу страну?

– В 1991 году занавес рухнул; я знал, что должен посмотреть, что там, с другой стороны. И поехал в Москву, Киев и Санкт-Петербург. Еще в детстве, когда я слушал русскую музыку, она произвела на меня неизгладимое впечатление, поэтому, естественно, мне хотелось услышать ее в русском исполнении, на ее родине. В Киевской опере я слушал «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Затем приехал в Москву и пошел на «Евгения Онегина» в Большой театр. В Санкт-Петербурге в Кировском театре был концерт двух исполнителей – тенора и сопрано. Я был потрясен, особенно в Большом театре. Когда слушал «Евгения Онегина», у меня просто слезы наворачивались на глаза. Прежде всего, это, конечно, музыка Чайковского. Он вообще мой любимый композитор. А его «Пиковая дама» – это настоящая красота. В Большом я пошел посмотреть на оркестровую яму. И количество музыкантов меня поразило. Вы знаете, во Франции оркестр –это максимум 20–25 человек. В Москве в 1991 году в оркестре было 50 человек. Это необыкновенно! Этот звук! Это что-то неописуемое!

А еще я люблю такие города, как Шанхай, Токио. Мне близок их ритм жизни, каждый из этих городов уникален и не похож ни на какие другие.

– А когда вы выйдете на пенсию, где бы хотели жить?

– Это сложный вопрос. Я думаю, что до этого времени люди будут достаточно разумны, чтобы сохранить нашу планету. Я бы хотел провести какое-то время в Японии, потому что люблю эту страну. Я люблю Скандинавию, Марокко, где родился. Мне нравится Италия.

– Черный персидский кот, который неоднократно появлялся в рекламных кампаниях Boucheron, стал одним из символов ювелирного дома...

– Это был кот Бушерона со странной кличкой Владимир Олванников. В 1970-е и 80-е годы, больше десяти лет, это кот был моделью, представляющей ювелирные коллекции. Делали фотомонтаж и меняли украшения. И еще изменили глаза: вместо кошачьих – женские.

– Представьте, если бы вы были животным, то каким?

– Котом!

– Черным персидским?

– Скорее всего, нет. Он слишком ленивый.

А кто вы по китайскому гороскопу?

– Собака.

– А я дракон. Мой китайский гороскоп делает меня драконом. Возможно, из меня бы получилась смесь кота и дракона.