ВЕКТОР


Почти как прежде

Статус публичной компании никак не повлиял на стратегию развития “Северстали”. Вчера совладелец “Северстали” Алексей Мордашов впервые после ноябрьского IPO рассказал, как будет развиваться “Северсталь”.

Новость состояла в том, что “Северсталь” может организовать где-нибудь металлургическое производство. В остальном стратегия “Северстали” осталась прежней: ее же Мордашов представлял и во время IPO, а вчера признался, что конкретики в этих планах пока нет.

Компания будет стремиться, как и прежде, к слияниям и поглощениям. “Это могут быть любые активы в любых регионах”, – объявил Мордашов, но выделил Латинскую Америку и Азию. Не исключена, по словам Мордашова, и интеграция с какой-то из российских компаний, хотя предпосылок для этого пока нет, а создание одного национального игрока вообще невозможно.

Котировки акций “Северстали” сейчас находятся на уровне $11,35 за 1 шт. – на 9% ниже цены размещения во время IPO. Оглашение более детальных планов помогло бы поднять капитализацию “Северстали”. Мордашов считает, что это и так произойдет, поскольку компания продолжает работать над увеличением эффективности: ее EBITDA в 2007 г. будет значительно выше, чем в прошлом. Как показывает пример “Евраза”, который в первый год после своего IPO также не заключал особо крупных сделок, такие надежды вовсе не беспочвенны. Тем более что относительно низкие нынешние котировки акций “Северстали” в большей степени объясняются не отсутствием планов по крупным сделкам, а недоверием инвесторов к компании, возникшим на почве несправедливой, по их мнению, оценки сырьевых активов и компании Lucchini при их консолидации в “Северсталь”. А не допускать таких просчетов в будущем “Северстали” поможет вхождение в ее совет директоров пяти независимых членов.

Пиво, а не вино

Производство пива в России в 2006 г. достигло почти 1 млрд дал, значительно опередив прогнозы Минэкономразвития. По данным Росстата (цит. по “Интерфаксу”), в прошлом году пивоваренные предприятия страны произвели 999 млн дал пива, что на 9,8% больше, чем в 2005 г. (909,9 млн дал). А по уточненному прогнозу Минэкономразвития на 2007–2010 гг., опубликованному в конце прошлого года, пивоваренная отрасль должна была выйти на такие показатели только в 2009 г. На 2006 г. министерство прогнозировало выпуск пива в объеме 950 млн дал.

Наиболее точными оказались эксперты Союза пивоваров России. Весной прошлого года они прогнозировали рост производства на 4–6%, затем повысили прогноз до 8–10%. Помог пивоварам кризис на рынках вина и крепкого алкоголя, которые крепко трясли отрасль на протяжении всего прошлого года. Проблемы с ЕГАИС, запрет на ввоз вин из Грузии и Молдавии – все это опустошало полки магазинов и останавливало заводы. А так как меньше мы пить не стали, то произошла замена напитков. Похоже, экспертам осталось скорректировать показатель среднедушевого потребления. В 2005 г., по оценкам ОФГ, потребление пива в России составило 60 л на душу населения и потом в течение нескольких лет должно было достичь 70 л – и все. Но такими темпами этот показатель вполне себе может вырасти.