“Комбат” – не игрушка


Еще в прошлом году российская таможня выяснила, что в Пермь ввезены 144 игрушечных автомобиля “Трек Combat”, рассказал сотрудник Приволжской таможни. Производителем по документам выступала компания Huada toys Co Ltd, продажей в Перми занималось ООО “Бизнес Актив”. Позже в Приволжскую таможню поступило заявление от ГАЗа, в котором предприятие утверждало, что у пермской фирмы нет разрешения на использование принадлежащего автозаводу товарного знака Combat. В итоге 18 января после проведения экспертизы против “Бизнес Актива” возбуждено дело по ст. 14.10 КоАП (“Незаконное использование товарного знака”), что влечет за собой наказание в виде штрафа от 300 до 400 МРОТ (30 000–40 000 руб.) с конфискацией товара.

Генеральный директор “Бизнес Актива” Олег Афанасьев подтвердил получение уведомления о возбуждении административного дела, с которым сейчас работают юристы компании. “У нас не было умысла нарушать закон, тем более что мы не имели официального предупреждения от ГАЗа, что он является правообладателем знака Combat, а подделки здесь не просматривается”, – говорит Афанасьев.

Китайские модели не похожи на концептуальный внедорожник “Комбат” разработки ГАЗа, вопрос о серийном производстве которого пока не решен. По словам представителя таможни, “Трек Combat” представляет собой не модель, а игрушку, напоминающую “условный внедорожник”. Но, по словам патентного поверенного Ильи Петухова, который готовил экспертное заключение для таможни, товарный знак Combat принадлежит ГАЗу.

Пресс-секретарь группы “ГАЗ” Владимир Торин сообщил, что у завода есть лицензионные договоры на использование товарных знаков, принадлежащих компании, с рядом российских производителей игрушек. Такие договоры имеют, к примеру, столичная “Премьер-Игрушка” (выпускает масштабные модели автомобилей под разными марками). Представитель фирмы наличие таких договоров с ГАЗом и другими российскими производителями подтвердил, но комментировать их суть отказался.

Обычно такие дела не доходят до суда, поскольку фирмы предпочитают договориться с патентообладателем, подчеркивает Петухов. Другие российские автопроизводители также имеют подобные договоры. “Камаз” заключил три лицензионных договора на выпуск моделей грузовиков с московскими производителями, рассказала начальник юридического бюро ОАО “Камаз” Марина Молокина. Названия этих предприятий она раскрывать отказалась.

“АвтоВАЗ” заключает подобные договоры через свою “дочку” “Лада-Имидж”. “Все вопросы по поводу использования товарного знака в индустрии производства игрушек “АвтоВАЗ” решает без конфликтов”, – сообщил начальник пресс-центра Владимир Арцыков. При этом представители “Камаза” и “АвтоВАЗа” заявили, что ранее аналогичных проблем у них не было.

Случаи привлечения к ответственности за незаконное использование товарного знака при продаже и производстве игрушек редки в силу несовершенства исполнения действующего законодательства и отсутствия обвиняемого, поскольку зачастую для поставок контрафакта используются фирмы-однодневки, сообщил патентный поверенный объединения “Интеллект Патент” Сергей Шулов. Если предпринимателю не удастся доказать правомерность использования товарного знака на ввезенных игрушках, то у правообладателя – ОАО “ГАЗ” – появляется возможность в судебном порядке взыскать с нарушителя причиненный ущерб или денежную компенсацию, говорит директор нижегородского представительства “Яковлев & партнеры” Олег Тимофеев. ГАЗ пока не выдвинул материальных претензий.