Неласковая глобализация


Мир стремительно глобализируется: прямые иностранные инвестиции выросли в 2005 г. на 29% до $916 трлн, а по итогам 2006 г. PricewaterhouseCoopers ожидает рекордного роста – до $1400 трлн. Российские бизнесмены в прошлом году взяли в долг за границей $61 млрд, еще $17,7 млрд привлекли за счет IPO.

Economist Intelligence Unit подсчитал, что в 2005 г. россияне потратили на скупку зарубежных активов $120 млрд. Иностранцы в прошлом году удвоили вложения в российские активы до рекордных $31 млрд.

Но, судя по результатам опроса, сознание россиян меняется медленнее. Три четверти руководителей иностранных компаний уверены, что глобализация благоприятна для рынков и дает новые возможности, а большинство российских топ-менеджеров полагают, что развитые страны выигрывают от глобализации больше, чем развивающиеся. 55% российских участников опроса считают, что надо ограничить присутствие иностранцев в стратегических отраслях.

Отечественные бизнесмены уверены, что за рубежом их не любят: 67% опрошенных при проведении международных сделок ожидают проблем и конфликтов из-за культурных различий, еще 33% указывают на политические препятствия.

В отличие от иностранцев российских лидеров бизнеса почти не волнуют такие явления, как глобальное потепление и пандемия птичьего гриппа. Терроризм и нехватку природных ресурсов рассматривают как угрозу для бизнеса соответственно 50% и 46% иностранных топ-менеджеров и только 17% и 22% – российских.

Слегка разнятся и взгляды на источники капитала: 79% иностранцев планируют финансировать развитие компаний за счет собственных средств, в России таких 69%. Отечественные руководители намерены привлекать ресурсы на долговом рынке – 57% и на рынке акций – 26%. У иностранцев 28% и 18% соответственно. (Эти данные по российским компаниям основаны на выборке 51, а не 30 компаний. Итоги более широкого опроса PricewaterhouseCoopers появятся к марту.)

Бояться глобализации и иностранцев склонны все бизнесмены из развивающихся стран, но это отношение скоро изменится, уверен экономист “Тройки Диалог” Антон Струченевский. А председатель совета директоров мебельной компании “Феликс” Илья Кондратьев говорит, что уже готов к конкуренции с иностранцами.

По мере того как все больше российских компаний будет размещать акции на фондовых биржах Европы и США, покупать активы за границей, выходить на товарные рынки, привлекать выгодные кредиты у международных финансовых институтов, мнение руководителей будет меняться, полагает гендиректор PricewaterhouseCoopers в России Майк Кубина.

Желание использовать для роста преимущественно заемные средства легко объяснимо, говорит инвестиционный управляющий фонда “Варяг” Алекс Вильямс, – внутренних ресурсов не хватает. Из-за укрепления рубля российским компаниям стало очень выгодно привлекать зарубежные деньги, объясняет начальник исследовательского отдела банка ING Юлия Цепляева.

Настороженное отношение к русским за рубежом уходит в прошлое. Совладелец “Северстали” Алексей Мордашов говорит, что его компания прекрасно ладит с властями там, где расположены заводы итальянской группы Lucchini, и у нее отличные отношения с властями Дирборна, где находится Severstal North America, – американцы даже предоставляют “Северстали” налоговые льготы в обмен на инвестиции.