Сиро Накамура: Я внимательно слежу за тем, чтобы во всех автомобилях сохранялся «дух Nissan»

Cиро Накамура рассказывает, как рождается дизайн моделей и какие из них больше подходят для России
Старший вице-президент и главный креативный директор Nissan Motor Сиро Накамура/ Bertel Schmitt

Cиро Накамура занимает должности старшего вице-президента и главного креативного директора второй по величине автомобильной компании Японии Nissan Motor. Но, несмотря на звучные титулы и около 1000 человек в подчинении, Накамура не только руководитель, отвечающий за бренд-менеджмент, но и настоящий «рисующий» дизайнер. Он автор наиболее ярких автомобилей Nissan последних лет: Nissan Murano, Nissan 350Z, Infiniti FX… О том, как ему удается совмещать творческую и административную работу, Накамура рассказывает «Пятнице».

– Сколько лет требуется Nissan Motor, чтобы создать новый автомобиль от первых рисунков до промышленного образца?

– Самый быстрый результат – два года; столько нам понадобилось для создания Nissan Note.

Мы считаем, что стадия планирования очень важна, и потому сначала пытаемся понять, что нужно покупателю, на какую аудиторию мы хотим работать. После этого определяемся с платформой и двигателем и начинаем работать над дизайном.

На разработку концепт-кара уходит в среднем около года, после чего еще год уходит на то, чтобы отшлифовать все дизайнерские решения. Мы работаем и с компьютерными, и с реальными моделями. Технически мы уже можем делать весь дизайн на компьютере, но все-таки предпочитаем изготавливать и настоящие модели – это способствует лучшему взаимопониманию между инженерами и дизайнерами.

Но, конечно, компьютерная техника значительно ускорила и упростила процесс создания новых автомобилей. Особенно для инженеров: они теперь могут не делать прототипы тех или иных деталей, а моделировать весь процесс на компьютере и добиваться необходимого результата.

– В случае Nissan Note вы использовали ту же платформу, на которой уже были построены Nissan March/Micra и Renault Modus. Поэтому получилось так быстро?

– Да. Конечно, если речь идет о разработке автомобиля с нуля – платформа, первые рисунки и т. д., – то это гораздо больше, чем два года.

– Nissan Motor имеет дизайн-центры в Японии, Европе, США. Это означает, что вы не верите в глобализацию и продолжите создавать различные автомобили для различных рынков?

– Некоторые автомобили созданы для определенных рынков. Например пикапы – это автомобили для Америки, а небольшие автомобили, такие как Nissan March/Micra, очень популярны в Японии и Европе, но я сомневаюсь, что они способны снискать большой успех в США.

Но мы хотим быть настолько глобальными, насколько это возможно. И пример тому – Infiniti: одни и те же автомобили продаются в Японии, США и России.

Кстати, Россия – страна, где представлен самый широкий модельный ряд Nissan в мире. У вас есть серые дилеры, которые ввозят самые большие наши автомобили – Titan и Armada, и в то же время официально продается Micra. Ваша страна – единственная в мире, где вы можете одновременно увидеть и Micra, и Armada.

– Nissan до сих пор не определился с моделями, которые он будет собирать на своем российском заводе. По вашему мнению, какие машины подходят для этого?

– Потенциал российского рынка огромен, мне кажется, мы можем собирать и продвигать любую модель. У вашей страны громадные размеры: европейская часть России похожа по своим предпочтениям на Европу, в азиатской больше предпочитают крупные автомобили. Возможно, для производства в вашей стране наибольшие перспективы имеют автомобили среднего класса – сегмента С.

– На взгляд обычного потребителя, автомобили Nissan – Micra, Primera, Qashqai, Murano, Armada имеют мало общего в дизайне. Вы не боитесь, что это может разрушить идентичность бренда Nissan в глазах покупателей?

– Если говорить про автомобили Nissan, то я не думаю, что есть много возможностей для создания единого дизайна: посудите сами, много ли общего может быть у малышки Micra и громадной Armada? Но мы стремимся – и я внимательно слежу за этим, – чтобы во всех автомобилях сохранялся «дух Nissan». Я согласен с вами, что единство бренда очень важно. Но не менее важно и многообразие бренда.

Infiniti – это другой случай. У дизайна этих автомобилей намного больше общего, схожие стилистические решения.

– Вы не просто управленец, но и настоящий практикующий дизайнер. Как вы делите время между менеджментом и творчеством?

– Дизайнерской работе я отвожу от четверти до трети своего рабочего времени.

– На какой стадии разработки автомобиля вы подключаетесь к процессу?

– На самой ранней – начиная с выбора моделей. На этой стадии мы отбираем пять перпективных вариантов будущего автомобиля, над которыми продолжаем работать. Затем из пяти моделей остаются две. Потом одна. Это ключевые решения, в принятии которых я обязательно участвую. Всего от начала работы над машиной до появления на свет серийной модели я выношу около 10 вердиктов.

– Сколько сейчас человек под вашим началом?

- Во всем мире где-то 800–1000 человек: в Японии свыше 600, в США около 100, в Европе 50, на Тайване 40…

– Дизайнеры, работающие в студии на определенном континенте, разрабатывают автомобили именно для этого континента?

– Обычно да. Но не всегда. В разработке одной модели, как правило, участвуют три разных дизайн-центра с разных континентов, а мы отбираем лучший вариант.

– А кто выбирает окончательный вариант автомобиля, который пойдет в производство?

– Дизайнеры из Nissan и Renault сотрудничают?

– Гендиректор Nissan Motor Карлос Гон. Понятно, что он основывается не только на своем мнении – для этого вопроса в компании есть специальный комитет, но окончательное решение принимает Карлос Гон.

– В рамках альянса у нас есть очень четко прописанная и соблюдаемая стратегия: компании сотрудничают, но независимы друг от друга. То же касается и дизайнеров. Мы работаем сами по себе, но прекрасно осведомлены о работе друг друга. Дважды в год мы встречаемся: один раз приглашаем дизайнеров из Renault к нам в Японию, другой раз мы едем во Францию. И показываем друг другу все, над чем работаем. Но не даем друг другу никаких советов или указаний.

– А обмен дизайнерами между двумя компаниями существует? Такой же, как между финансистами или инженерами?

– Конечно. У нас есть программа по обмену молодыми дизайнерами: по два перспективных дизайнера из Франции и Японии отправляются на двухлетнюю стажировку соответственно в Nissan и Renault. Думаю, это очень полезно для всех: для французов очень интересно поработать в Японии, для наших дизайнеров столь же полезно потрудиться за пределами Японии – это стимулирует новые идеи. Кроме того, у нас разные технологии работы над дизайном, и таким образом компании приобретают что-то новое, отправляя своих сотрудников на стажировки.

– Вы можете представить себе одного главного художника, стоящего во главе дизайна двух компаний, по образцу того, как Карлос Гон является одновременно генеральным директором и Renault, и Nissan?

– Никогда. У нас совершенной разный дизайн!

– Кажется, что Infiniti M и G-серий на улицах выглядят гораздо лучше, чем на фотографиях. Вам доводилось слышать про это?

– Да, фотографии действительно не способны передать то, как выглядят эти автомобили. Потому что это двухмерные, а не трехмерные изображения. Нас упрекали в том, что новая G-серия выглядит так же, как и предыдущая, потому что мы сохранили некоторые дизайнерские решения от предыдущего поколения – например, форму окон, фонарей. Но достаточно увидеть автомобили вживую, чтобы убедиться, что они совсем другие.

– У вас есть время заниматься исскуством для себя – как художник или скульптор?

– В свободное время я занимаюсь музыкой – играю джаз на контрабасе.

– Лучший комплимент, который когда-либо звучал в ваш адрес?

– Газета Automotive News два года подряд признавала меня лучшим автомобильным дизайнером. Это было очень приятно.

– А что в вашем гараже?

– В Японии у меня купе Nissan 350Z и Infiniti G35 – его я получил совсем недавно, две недели назад.