СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Распутать рэнкинг


Похоже, что впервые традиционные рэнкинги бизнес-школ начинают терять свою значимость для желающих поступить на программу МВА. По результатам наиболее масштабного опроса среди потенциальных абитуриентов рэнкинги перестают быть главным фактором при выборе программы МВА. Теперь они в первую очередь обращают внимание на репутацию школы, затем – на шансы успешного трудоустройства, окупаемость затрат на обучение, возможность получения финансовой помощи, а также список предметов, на которых специализируется школа.

TopMBA.com опросила 5000 человек, участвовавших в прошлом году в Мировом туре МВА (World MBA Tour). Все они должны были ответить, что имеет для них наиболее важное значение при выборе бизнес-школы. Такое соображение, как рэнкинг школы, в предыдущие годы неизменно оказывавшееся на

1-м или 2-м месте, на сей раз оказалось только на шестом.

В последние 10 лет в секторе бизнес-образования разразился бум на составление рэнкингов школ. Регулярно публиковать рэнкинги стали такие крупные издания, как Financial Times, Business Week и The Wall Street Journal. Интерес к рэнкингам до сих пор был настолько высок, что выпуски с этими материалами расходились гораздо быстрее прочих. Но сейчас польза рэнкингов многим уже не кажется бесспорной, их критикуют за предоставление не вполне точной информации и формирование у будущих студентов МВА некоего “стадного чувства” по отношению к нескольким школам, что никому не идет на пользу.

В самих бизнес-школах к рэнкингам относятся по-разному. Хотя Wharton School часто занимает в них первые места, ее декан Пэт Харкер полагает, что, “по общему мнению (выпускников и преподавателей различных школ), в методиках составления рэнкингов существуют серьезные изъяны”. “Некоторые думают, что если рэнкинги помогают, то совершенно не важно, что они неточны или дают далеко не полное представление о школе, – отмечает он. – Однако приходится выбирать: мы либо соглашаемся с ошибочными и непоследовательными методами, либо не боимся говорить об этом вслух и предлагаем лучшую – с точки зрения информации – альтернативу и работаем со СМИ, чтобы они имели возможность публиковать более полезные и объективные данные”.

А вот Ким Китинг, PR-директор Tuck School of Business, уверена, что роль рэнкингов очень важна. “Они стали такими популярными, – отмечает она, – я полагаю, что они многим помогут получить больше информации про бизнес-школы”. По мнению Китинг, с несовершенством рэнкингов следует мириться.

Декан HEC School of Management Бернар Раманантсоа говорит, что рэнкинги не способны адекватно отражать культурные особенности. Между тем в некоторых европейских странах именно из-за этого программы МВА могут сильно отличаться от популярной в США стандартной двухлетней МВА. Раманантсоа утверждает, что его школа – одна из лучших в мире, но в рамках рэнкинга ей невозможно дать точную оценку, поскольку методики составления рэнкингов не позволяют учитывать особенности французской культурной среды, в которой эта школа существует. HEC финансируется Торговой палатой Парижа, требующей от школы соблюдения некоторых культурных традиций.

Чтобы помочь абитуриентам и преподавателям, TopMBA.com тоже разработала систему TopMBA.com/Scorecard, позволяющую абитуриентам составлять собственные рэнкинги на основе перепроверенных данных. TopMBA.com проводит опросы рекрутеров и бизнес-школ по итогам Мирового тура МВА с 1990 г., т. е. на семь лет дольше, чем составляет свои рэнкинги FT. “Мне нравится методика, используемая в исследованиях TopMBA.com, – говорит Хелле Йенсен из INSEAD, – это надежный и разумный подход для оценки бизнес-школ”.

Так каким же образом будущие студенты МВА могут использовать рэнкинги Financial Times, Business Week, The Wall Street Journal или исследований TopMBA.com?

Во-первых, при выборе школы не стоит полагаться только на ее итоговый рэнкинг. Посмотрите на баллы по отдельным показателям и подумайте, насколько важен для вас именно этот критерий. За исключением нескольких лучших школ, неизменно занимающих высшие строчки в различных списках, результаты остальных школ сильно различаются в зависимости от рэнкинга. Дело в том, что при составлении каждого рэнкинга применяется собственная методика. Поэтому всякий раз перед тем, как воспользоваться тем или иным списком, необходимо обращать внимание на методику, использованную при его составлении.

В рэнкингах Business Week качество программ МВА оценивается по трем критериям: насколько доволен студент, насколько доволен работодатель и насколько результативна исследовательская работа школы. Его главный недостаток в ориентации на американских рекрутеров и студентов (доля европейских студентов, участвующих в опросах, редко превышает 10%). К тому же студенты хвалят свою школу, так как заинтересованы в том, чтобы ее рэнкинг рос. Наконец, рэнкинг Business Week оценивает уровень академических исследований школы на основе публикаций ее преподавателей в американских научных журналах. А вот качество исследований неамериканских бизнес-школ, чьи преподаватели обычно публикуются в неамериканских журналах, рэнкинги Business Week оценить не могут.

FT полагается на более объективные показатели и не включает в свои исследования мнения рекрутеров. Главный критерий рэнкингов FT – “зарплата выпускников через три года после окончания школы”, за ним идут “рейтинг академических исследований школы” и “количество студентов, впоследствии получающих докторскую степень”. По сравнению с Business Week и WSJ рэнкинги FT более масштабны и позволяют напрямую сравнивать американские и международные программы МВА. Ограниченность методики FT проявляется при сопоставлении одно- и двухлетних программ МВА. Кроме того, выбор в качестве основного критерия зарплаты выпускника может исказить результаты в пользу школ, имеющих сильные связи с инвестбанками. В рэнкингах FT более высокие позиции занимают школы, расположенные на Восточном побережье США.

Рэнкинги WSJ основаны на критериях, которыми больше не пользуется никто. Рекрутерам, например, предлагается оценить собственный опыт работы с той или иной школой и составить профиль выпускника этих школ, при этом не учитывая качество самих школ. Кроме того, в рэнкингах WSJ не учитывается разница между выпускниками, возвращающимися в кампус, и независимыми рекрутерами.

Исследование World MBA Tour / TopMBA.com основывается на информации, полученной от международных рекрутеров, которые работают с выпускниками МВА. TopMBA.com дает возможность будущим студентам МВА создавать в режиме онлайн собственные рэнкинги школ. Школы можно выбирать из списка по 20 критериям, а затем расположить их по местам на основании собственных предпочтений. Информация о школах основана на данных, полученных от рекрутеров и школ.

В конечном счете главная проблема с рэнкингами заключается в том, что они претендуют на объективность в сфере, которая по определению очень личная и субъективная. Пользователи вынуждены тщательно изучать каждый рэнкинг и выбирать те критерии, которые могут сообщить им полезную информацию об интересующих школах. (FT, 29.01.2007, Татьяна Бочкарева).