ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Гвоздем русской программы в Давосе стал дебют на международной арене возможного кандидата в президенты Дмитрия Медведева. Он предстал в необычной для себя роли самостоятельного политика, а не просто руководителя делегации. На такие темы и таким образом первый вице-премьер прежде не рассуждал.

Телезрители уже привыкли, что зампред правительства высказывается часто и по разным поводам. Он мог часами разглагольствовать об ипотеке и фельдшерских надбавках, но услышать от него хоть слово о политических проблемах было нереально.

А в Давосе Медведев вдруг заговорил о демократии и свободе. Перейдя на английский – то ли чтобы обозначить target group, то ли не будучи уверен, что переводчик, перестраховываясь, ничего не исказит. Летом в интервью “Эксперту” Медведев уже критиковал “суверенную демократию”. Наблюдатели сочли, что он мерится ростом с Владиславом Сурковым: я, мол, выше сурковской пропаганды.

В январе в Давосе было уже нечто другое – подробное изложение взглядов политика-либерала. Видящего отличие “реальной демократии” от “суррогатной”. Увязывающего экономические свободы с политическими: “Ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим по одной простой причине: свобода лучше несвободы”. Почти что Андрей Илларионов! Но если экс-советник президента утверждает, что власть выбрала несвободу, то вице-премьер настаивает на обратном. В диссидентстве не уличат.

Зато возникают подозрения, что, спустившись с Альп, он вышел из роли нацпроектировщика. И недаром заговорил об актуальных международных проблемах, что прежде было прерогативой вице-премьера Сергея Иванова. Ничего нового об отношении Кремля к вопросу о статусе Косова он, конечно, не сказал, но и не отмахнулся от острой темы.

Мало того: Медведев нарушил негласное табу и затронул вопрос преемничества – осторожно, полунамеками и с необходимой оговоркой, что ему о таких вещах думать недосуг. И все-таки: “Демократические государства тем и отличаются от недемократических, что в случае прихода к власти других сил сохраняется преемственность курсов”. Обещание и заклинание в одном флаконе.

Владимир Путин свой выбор еще не огласил, а Медведев уже потихоньку излагает предвыборную платформу. Не рано ли? Наверное, нет. Ведь Путин любит тянуть до последнего. Ему, собственно, спешить некуда. А кандидат на его место рискует попасть в цейтнот.