ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Список начальников


В истории борьбы с дорожными привилегиями в России перевернута еще одна страница, увы, не последняя. После инициатив группы независимых депутатов, требовавших оставить только восемь мигалок, после протестных акций автомобилистов, поддержавших данный законопроект, на эту тему обратил внимание и президент. Осенью вышел указ, регламентирующий количество мигалок и отменяющий так называемые флаговые автомобильные номера. Замечу в скобках, что “Единая Россия” спецномера отменять не предлагала. Торопливое же откручивание перед телекамерами партийным руководством мигалок было, напомню, исполнено после того, как прозвучала недвусмысленная команда сверху. Но даже воля президента не подвигла думцев решить проблему комплексно и в рамках федерального законодательства. Я присутствовал в конце 2006 г. на заседании комитета по безопасности Госдумы и имел возможность наблюдать, насколько искусно председательствующий (им был замруководителя комитета, экс-министр внутренних дел Анатолий Куликов) увел собравшихся от соблазна остановиться на этой проблеме детально. Куликов высказал точку зрения, поддержанную рядом единороссов, что соответствующее постановление правительства уже есть и, следовательно, Госдуме не надо этим вопросом заниматься.

Кому же правительство разрешило ездить наравне со “скорой помощью” и милицией? Это важные сотрудники администрации президента, руководство Совета Федерации, Госдумы и министерств – всего 970 позиций. На вышеупомянутом заседании мои слова о том, что ни один европейский министр или сотрудник американской администрации не может ездить наравне со “скорой помощью”, повисли в воздухе. Напрасно один из авторов законопроекта о “восьми мигалках” – независимый депутат Валерий Зубов и член комитета по безопасности Геннадий Гудков пытались обратить внимание своих коллег на необходимость законодательного решения проблемы. Их не услышали.

Госдума в январе пошла лишь на изменение статуса депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, отказавшись от спецномеров. Сенаторы утвердили эти поправки, но со второго захода, после вмешательства Сергея Миронова.

Законодатели тем самым не продемонстрировали стремления жить по законам, а не по указам президента и постановлениям правительства. Но вопрос мигалок требует законодательного решения, потому что это вопрос принципиальный, нравственный и знаковый, вопрос взаимоотношения власти и общества. Изменение депутатами всего лишь своего статуса, уход в сторону и передача исполнительной власти права продолжать составлять свои списки “особых” машин говорит о несамостоятельности законодателей.

Остался нетронутым закон о государственной охране, дающий право большой группе чиновников иметь машины сопровождения. Продолжается позорная практика коммерческого милицейского сопровождения “денежных мешков”, когда официально, за $1000 в день, джипы с мигалками раскидывают всех, “охраняя” клиента.

Когда-то в середине 90-х гг. правительство открыло ящик Пандоры, составив список из трех десятков блатных машин. К концу минувшего года их число официально перевалило за 7000 – это без учета криминальных двойников. Теперь, после указа президента, список сокращен до 970. Но постановление не закон. Его всегда можно незаметно подкорректировать.