Задание для чекиста


Вчера Путин выступал на заседании расширенной коллегии ФСБ. Президент высоко оценил прошлогоднюю работу родного ведомства, особо отметив успехи в борьбе с терроризмом, безопасное проведение саммита “восьмерки” и других международных мероприятий. Отдельно президент отметил борьбу с коррупцией как важное направление работы службы безопасности, заявив, что ратификация Россией международных антикоррупционных конвенций открывает “новые возможности”. Речь идет о конвенциях ООН и Совета Европы против коррупции, которые Дума ратифицировала в прошлом году. Они обязывают государства-участники определить органы, ответственные за борьбу с коррупцией. По словам члена комитета по безопасности Госдумы Геннадия Гудкова, с учетом размаха коррупции специальная служба по борьбе с ней должна быть создана на базе ФСБ, но без прямого выхода к президенту она не будет эффективной.

Путин пожелал чекистам “не увлекаться количественными показателями за счет малозначительных уголовных дел”, а расследовать действительно большие дела, которые представляют “непосредственную угрозу безопасности страны”.

Президент также пообещал чекистам рост зарплаты в этом году на 25%. По словам источника в ФСБ, средняя зарплата офицера службы в звании капитана – майора сейчас составляет 18 000–25 000 руб. в зависимости от места службы, что уже примерно вдвое превышает оклад аналогичных сотрудников МВД.

Коллегия показала, что распространявшиеся в прошлом году слухи об отставке директора ФСБ Николая Патрушева так и остались беспочвенными спекуляциями, говорит источник, близкий к ФСБ. Весной – летом прошлого года эти слухи появились на фоне смены руководства таможенной службы и информации об отставке ряда высокопоставленных офицеров ФСБ, якобы причастных к уголовному делу о контрабанде мебели для магазина “Три кита” и другим таможенным скандалам. Речь шла о начальнике управления собственной безопасности ФСБ генерал-лейтенанте Александре Купряжкине, начальнике службы обеспечения деятельности ФСБ генерал-полковнике Сергее Шишине и откомандированном в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю бывшем замдиректора ФСБ генерал-полковнике Владимире Анисимове. По словам источника в правительстве, все эти генералы, за исключением выведенного в действующий резерв Шишина, действительно уволены из органов ФСБ, но это никак не сказалось на позициях Николая Патрушева.

Что касается борьбы с коррупцией, о которой как о важнейшей задаче службы говорил президент, то в регионах большинство крупных антикоррупционных дел и так раскрывают органы безопасности, говорит эксперт в области экономической безопасности Александр Доронин. Например, в Тульской области местное УФСБ за последние три года направило прокурорам материалы примерно на 10 крупных взяточников, включая начальника областной налоговой инспекции и трех глав районов, при этом органы МВД подобными успехами похвастаться не могут, поскольку люди больше доверяют менее коррумпированным, по их мнению, сотрудникам ФСБ. В целом же по стране ФСБ расследует порядка 80% крупных дел по коррупции, говорит Доронин.

Источник в Следственном комитете при МВД полагает, что роль ФСБ в борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями станет только возрастать, даже если будет принято решение о создании единого следственного органа, независимого от других силовых структур. “Даже если у чекистов отберут следственное управление, дела сможет расследовать и новый орган, а ФСБ будет добывать материалы”, – говорит следователь.