Фрадков остается


Журналистов больше всего интересовали вопросы о том, кого Путин выберет своим преемником, будет ли преемник выдвигаться кандидатом в президенты от партии и чем займется действующий президент после 2008 г. Путин искренне признался, что подобными вопросами его “уже затюкали”, но от прямых ответов ушел. “Что касается преемников <...> я много раз на этот счет высказывался: преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост президента Российской Федерации. Задача власти – обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний <...> с тем чтобы граждане могли сделать осознанный выбор”, – заявил президент. Он дал понять, что не будет производить политических кадровых перестановок для укрепления позиций преемника, отметив, что “все, кому надо, на своих постах уже работают”, и посоветовал “не суетиться по этому поводу”. То есть скорая отставка премьеру Михаилу Фрадкову не грозит. При этом президент оговорился, что оставляет за собой право “высказать какие-то предпочтения”, но обещал сделать это “только в период предвыборной кампании”. Член Центризбиркома с правом совещательного голоса Вадим Соловьев напоминает, что по закону предвыборная президентская кампания должна начаться примерно через месяц после выборов в Госдуму, т. е. в конце декабря 2007 г. – начале января 2008 г.

Путин не исключил, что новый президент может быть представителем партии: “Ничего здесь не вижу необычного”. По словам Путина, может быть и такой сценарий, при котором партии объединят свои усилия при выборе кандидата в президенты: “Если они договорятся до чего-то другого, как-то объединят свои усилия, то это тоже возможный вариант. Может быть, и неплохо”.

Но пропрезидентские партии не готовы раньше Путина называть своих кандидатов в президенты. По словам секретаря политбюро “Справедливой России” Николая Левичева, партия Сергея Миронова “не намерена бежать впереди паровоза и не считает нужным торопиться с определением” кандидата в президенты. “Единая Россия” намерена выдвинуть своего кандидата в президенты только на съезде, который пройдет после федеральных парламентских выборов, говорит руководитель информационного управления ЦИК партии Леонид Горяинов. А сейчас единороссы, по его словам, всецело сосредоточены на парламентских выборах.

Хотя Путин никогда не называл имени возможного преемника, политические наблюдатели считают, что потенциальными кандидатами в президенты являются первый вице-премьер, ответственный за национальные проекты Дмитрий Медведев и вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. В медиапространстве Иванов и Медведев последнее время “идут бок о бок”, говорит Сергей Покидов из компании “Медиалогия”, – с 1 декабря 2006 г. по 1 февраля 2007 г. центральные телеканалы 353 раза поведали гражданам о деятельности Иванова и 365 – Медведева. Но в общественном мнении образ Медведева как преемника Путина телевидением уже фактически закреплен, подчеркивает Леонтий Бызов из ВЦИОМ. Согласно последнему экспресс-опросу, проведенному на прошлой неделе среди 1600 респондентов, 60% опрошенных готовы голосовать за человека, на которого укажет Путин, при этом 35% считают, что Путин укажет на Медведева, и лишь 11% – на Иванова, рассказывает Бызов.

Слова Путина о кандидатах в президенты во множественном числе, а также его замечание, что все политические партии могут выдвигать своих кандидатов, означают, что в избирательных бюллетенях может фигурировать не одна фамилия преемника, причем от разных партий, говорит Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Такая политическая диверсификация вызвана тем, что ни Путин, ни элиты не хотят, чтобы следующий президент обладал той же полнотой власти, что и нынешний. А Путину такая ситуация позволит сохранять при новом главе государства функции политического модератора. Консолидированной кандидатуры преемника сейчас нет и, возможно, прокремлевских кандидатов будет больше одного, а провластным партиям, может быть, придется поддерживать разных кандидатов, соглашается политконсультант Михаил Виноградов из центра “Proпаганда”. Фактически это заявка на двухтуровые выборы, которые, с одной стороны, ослабят нового президента, а с другой – будут очень выигрышны для власти с точки зрения международного имиджа, говорит эксперт.