Любитель крупных форм


Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ окончательно сольются еще только к 2008 г., а иркутский губернатор Александр Тишанин уже занялся новым проектом – объединением городов. Он создает на базе Иркутска, Ангарска, Шелехова городскую агломерацию с миллионным населением. Проект объединения Тишанин представил в Москве на всероссийской конференции “Стратегия регионального развития России”.

“Не стоит задача сделать из трех городов один: юридический статус у Иркутска, Ангарска, Шелехова не изменится, – объяснил “Ведомостям” Тишанин. – Хочется объединить населенные пункты за счет развития транспортной инфраструктуры – построить автодороги, скоростную трамвайную линию, чтобы люди могли перемещаться из города в город в два раза быстрее”. Маятниковая миграция составляет десятки тысяч человек, уточнил он. А международный аэропорт, бизнес-центры, промышленная особая экономическая зона, расположенные в центре агломерации, привлекут инвесторов, уверен Тишанин.

Москва готова финансировать объездную дорогу вокруг Иркутска, в июле 2006 г. Иркутская область и Минтранс подписали соглашение о строительстве нового аэропорта в 36 км от Иркутска, оно закончится в 2010–2011 гг. Тишанин возлагает надежды на ОЭЗ: “Это 30 млрд руб. инвестиций в основной капитал, 5000 рабочих мест, 2,5 млрд руб. ежегодных поступлений в бюджет”.

Губернатор намерен вынести за пределы Иркутска даже здание областной администрации, что даст дополнительно 10% внутреннего регионального продукта. “Куда перемещаются все банки, офисы компаний? Они стягиваются туда, где власть”, – объяснил Тишанин.

Агломерация важна и в геополитическом плане. “Все мегаполисы сосредоточены в западной части страны. За Уральскими горами только Омск и Новосибирск. А потом идет огромная территория до Дальнего Востока без сильного центра”, – жаловался Тишанин в интервью “Ведомостям”. В соседнем Китае существует государственная программа по формированию миллионников. “Мы должны обеспечить густонаселенный пояс безопасности”, – уверен Тишанин.

Весной – к правительственным слушаниям – будет готова стратегия развития и схема территориального планирования области, учитывающая агломерацию, обещает губернатор, но при областной администрации уже действует попечительский совет, куда вошли представители бизнеса, создан фонд. Средства из него пойдут на проекты жилой и коммерческой недвижимости, инфраструктуры, их строительство тоже профинансирует бизнес.

Нас такие проекты не интересуют, режет Василий Киселев, вице-президент “Суал-Холдинга”, в который входит Иркутский алюминиевый завод.

Только скоростной трамвай, автодороги и аэропорт обойдутся в $0,80–1 млрд, оценивает Виталий Баикин, аналитик инвестбанка “Траст”, причем более половины суммы съест аэропорт: в “Домодедово” строительство одной “взлетки” пять лет назад обошлось в $1 млрд.

“Идея агломерирования здравая, – считает Александр Пузанов, гендиректор Института экономики города. – Интеграция с иркутским рынком труда позволит эффективно распределить трудовые ресурсы”.

Проект требует серьезной проработки и должен быть прописан на 10–20 лет вперед в контексте долгосрочной стратегии развития всего региона, беспокоится Станислав Крылов, замдиректора департамента регионального мониторинга и прогнозирования Минрегионразвития.

Юридическое объединение может привести к понижению значимости Ангарска и Шелехова и перетягиванию средств к Иркутску, опасается Ольга Вендина, ведущий сотрудник Института географии РАН. Для населения было бы лучше , чтобы агломерация развивалась естественно, имея три центра. Нет необходимости использовать административный ресурс, чтобы решать задачу развития территорий, заключает она.

Объединение органов власти этих городов может привести к конфликту политических элит и потере управляемости, предупреждает Пузанов.