“Мосмарт” банкует


Отделение банка в супермаркете – явление привычное, редкий ритейлер сегодня не сдает кредитным учреждениям площади в аренду. Отдельные сети, например “Седьмой континент” и “Ашан”, даже обзаводятся собственными банками (“Финсервис” и “Аккорд”) для обслуживания потребителей прямо за кассой. “Мосмарт” решил сэкономить на покупке банка с лицензией. Как сообщил “Ведомостям” заместитель гендиректора сети Семен Слуцкий, с конца прошлого года “Мосмарт” начал открывать в своих магазинах мини-отделения банков под собственным брендом “Финансовые услуги Мосмарт”. Поставщиком услуг выступил GE Money Bank (бывший Дельтабанк).

По сути, в “Мосмартах” работают отделения GE Money Bank, но потребитель видит лишь вывеску ритейлера. “Сеть предоставляет банку помещения и трафик, консультируют покупателей сотрудники банка, – уточнил Слуцкий. – Но мы не просто сдаем площади в аренду и позволяем пользоваться своей вывеской, у нас своего рода виртуальное СП. Есть соглашение, которое позволяет обеим сторонам учитывать и разделять издержки и доходы отделений “Финансовых услуг Мосмарт”. Есть пропорция, в которой эти доходы будут делиться, но она не раскрывается. Слуцкий заверил, что ни сам “Мосмарт”, ни его дочерние предприятия не планируют получать банковскую лицензию или инвестировать в банковскую деятельность. “Для нас это маркетинговый ход”, – заметил он. Слуцкий также добавил, что GE Money Bank – генеральный партнер сети в этом проекте, но не исключено, что позднее у “Мосмарта” появятся и другие поставщики: уже в этом году “Финансовые услуги Мосмарт” рассчитывают начать выдавать автокредиты, ипотечные кредиты и предлагать страховые услуги. GE Money Bank пока предлагает лишь кредитные карты и потребкредиты, уточнила руководитель пресс-службы GE Money Bank Екатерина Тоутон, подтвердившая факт партнерства с “Мосмартом”.

Эксперты считают находку “Мосмарта” перспективной. “Для ритейлера такой прием – огромный плюс: сеть может сменить поставщика финансовых услуг на любого другого и получить выгодные процентные ставки, устроив тендер между банками. Это чистой воды private lable сети, где покупатель не знает конечного товаропроизводителя. А банк в этом случае лишь наращивает клиентскую базу”, – комментирует директор по маркетингу ИФК “Алемар” Сергей Глухов. Рынок услуг private lable востребован на Западе – например, в Германии пользуется спросом мобильная связь под маркой местного ритейлера Aldi, указывает директор департамента собственных торговых марок сети “Виктория” Артем Прахов. “На волне роста этого рынка в России “Мосмарт” может построить конкурентоспособную банковскую сеть”, – считает Прахов. Правда, для этого нужна крупная собственная сеть, а у “Мосмарта” масштабы розницы весьма скромны, замечает начальник управления внешних связей банка “Финсервис” Вячеслав Хабибов. Идея выдавать в супермаркетах ипотечные и автокредиты не вызвала на рынке скепсиса. “Магазин – хороший канал для продвижения ипотеки: вряд ли там будут заключаться сделки, но справиться с приемом заявок мини-офисам вполне по силам”, – считает директор департамента продаж Городского ипотечного банка Игорь Жигунов. Автокредиты в магазинах – распространенная практика на Западе, и в России появление этой услуги закономерно, считает аналитик “Уралсиба” Андрей Никитин. “Седьмой континент” эту практику уже внедрил: по словам Вячеслава Хабибова из “Финсервиса”, банк запустил автокредитование в конце прошлого года, заключив договоры с 27 московскими автосалонами. “Кредит на машину в магазинах взяли около десятка москвичей”, – уточнил он.