Всеми десятью


Владимир Шахиджанян, психолог и журналист, преподаватель МГУ, бизнесом занялся в 62 года. До 2002 г. он просто продвигал свою методику набора слепым десятипальцевым методом сперва на печатной машинке, потом на компьютере. “Соло на клавиатуре” в виде методики появилось на страницах “Компьютерры”, потом в сотрудничестве с пермским программистом Александром Лимоновым была разработана одноименная компьютерная программа. Она уже крутилась в Интернете на личном сайте Шахиджаняна, когда ее создатель вышел на представителей компании Abbyy с предложением заняться распространением новой версии. Сотрудничество продлилось недолго. “Просто мы поняли, что “Соло на клавиатуре” – это вообще не программа и не продукт IT-рынка, – вспоминает председатель совета директоров и основатель Abbyy Давид Ян. – Это уникальная разработка, распространять которую должен автор”.

Обиделся и рискнул

Собственно, так и вышло. “Я не хотел заниматься бизнесом, – вспоминает Шахиджанян, – пытался убедить потенциальных партнеров в том, что мой проект выгоден, ведь в стране 15 млн компьютеров, т. е. почти 30 млн пользователей, и каждый тычет в клавиатуру двумя пальцами”. Коллективную позицию потенциальных партнеров выразила главный редактор “Яндекса” Елена Колмановская: “Раз это так выгодно, сделайте свою фирму”. Шахиджанян сперва обиделся, а потом решил рискнуть.

Так 13 мая 2002 г. родилась компания “Эргосоло”. Стартовый капитал составлял $300, взятых Шахиджаняном у собственного сына. В первый офис бесплатно пустил генеральный директор издательства “Вагриус” Глеб Успенский. Первую зарплату платил из средств, заработанных лекциями и заметками.

Поначалу методика существовала в виде программы, которую можно было скачать из Интернета и, переведя компании деньги, получить коды. “90% пользователей денег не переводили и кодов никаких не просили – взламывали, – вздыхает Шахиджанян. – Если бы заплатили, у меня сейчас были бы кухарка, экономка и две очаровательные секретарши”. В первый месяц компания продавала три-четыре копии программы в день, потом начали выезжать к клиентам и устанавливать программу с дискет. Продажи росли: сперва до 10 копий в день, потом до 20. Сейчас “Эргосоло” продает около 100 копий в день, в среднем на 4 млн руб. в год. Скачанную из Интернета программу уже можно оплатить не только банковским переводом, но и посредством sms. За январь 2007 г. было оплачено 800 программ. “Это удобно покупателю, но неудобно нам, – комментирует Шахиджанян. – За оплату sms-кой я получаю не 150 руб., а 65 руб. – остальное уходит нашему оператору”. По словам Шахиджаняна, себестоимость диска не выше $1, но с учетом аренды, зарплаты и прочих расходов рентабельность “Эргосоло” всего-то 15%.

На личных связях

Основной двигатель “Соло на клавиатуре” – личные связи автора. Бывшие ученики помогли Шахиджаняну с бесплатной рекламой в прессе. Благодаря поддержке председателя городской думы Владимира Платонова удается бесплатно рекламировать продукт в метро и на улицах – “Соло на клавиатуре” позиционируется как социальная реклама. Всего таких биллбордов 10. “Размещение одного биллборда на крупной магистрали стоит не меньше $3000 в месяц”, – говорит руководитель отдела продаж компании “Цех рекламы” Эмин Какабеков. Таким образом, Шахиджаняну удается сэкономить на рекламе около $30 000 в месяц.

“Мы помогаем людям, – настаивает бизнесмен. – А каждому, кто говорит, что у него нет денег, даем программу бесплатно. К счастью, таких немного”.

Владимир Платонов не отрицает, что поддержал Шахиджаняна: “Он быстро и грамотно обучает людей работать на компьютере, а значит, дает им важный навык. Я считаю деятельность Шахиджаняна социально значимой, тем более что он бесплатно распространяет свою программу в школах, больницах, МВД”. С этой оценкой согласны и в городском комитете рекламы, информации и оформления. “Межведомственная комиссия правительства Москвы по социальной рекламе и социально значимой городской информации рассмотрела обращение Шахиджаняна, в котором он просил признать его продукт социально значимым, и признала его таковым, – подтверждает председатель комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимир Макаров. – Шахиджанян только оплатил изготовление биллбордов”. В полной мере Шахиджанян тратится только на рекламу в Google: “Когда я вкладываю 3000 руб. в день, нас сразу скачивают 200–400 человек. Но чтобы о нас узнали за границей, надо вложить $20 000”.

Диск плюс афоризм

“Эргосоло” – компания одного продукта, и это отличает ее от других разработчиков или дистрибуторов тренажеров клавиатур, таких, например, как ИД “Равновесие” (тренажер Stamina) или компания “Кардинал Софт” (тренажер Tiping Reflex). “Я считаю, Шахиджанян добился успеха за счет личной харизмы”, – объясняет успех конкурента генеральный директор компании “Кардинал Софт” Сергей Василенко. Что до харизмы Шахиджаняна, то она, не побоимся этого слова, пронизывает всю деятельность его компании. Первые 10 000 дисков Шахиджанян подписал лично.

Чтобы получить доступ к программе, каждый покупатель диска должен позвонить в “Эргосоло”, продиктовать номер и прочитать афоризм. “Все надписи плюс афоризмы с подписями внесены в нашу базу, – объясняет Шахиджанян. – От пиратов это нас не защищает, но позволяет проверить, пиратский у человека диск или нет. Если на диске нет афоризма, значит, он пиратский и покупатель доступа к программе не получит”.

Без борьбы

Шахиджанян коллекционирует пиратские версии “Соло на клавиатуре” (их у него более 40) по цене от 80 руб. до 500 руб. Но с пиратами не борется, разве только посредством харизмы. “Взломать программу несложно, – делится впечатлениями томский филолог Михаил Зенкин, недавно купивший продукт “Эргосоло”. – Но поскольку я был заочно знаком с Владимиром Владимировичем по его книгам, мне было стыдно этим заниматься”.

С конкурентами Шахиджанян тоже не борется. Конкуренты же о продукте Шахиджаняна отзываются доброжелательно. “Соло на клавиатуре” – лидер среди клавиатурных тренажеров”, – говорит Василенко. Это признают и другие игроки рынка. Правда, “Соло” – не столько программа, сколько объемная интернет-книга. Руководитель отдела рекламы и PR ИД “Равновесие” Ольга Байнарович говорит, что их тренажер Stamina многим покупателям кажется более простым.

На рынке “кириллических” тренажеров пока представлено не больше 20 программ (для сравнения: в “латинском” сегменте их несколько тысяч), поэтому все игроки рынка говорят, что конкуренция пока не ощущается. По оценкам компании “1С”, объем российского рынка мультимедиа – $350 млн в год. “Образовательные программы составляют 10% этого рынка, – комментирует специалист по связям с общественностью компании “1С” Игорь Кузора. – Половина из них распространяются по госзаказам”. Директор по развитию бизнеса маркетингового агентства IT-monitoring Александр Панько говорит, что рынок обучающих программ будет расти за счет регионов, уточняя, что “рынок этот очень нишевый и предназначен лишь для тех, кому по работе необходимо печатать со скоростью машинистки, а таких людей немного”. С Панько согласен и начальник отдела маркетинга компании New Media Generation Андрей Волков: “Я считаю этот рынок неинтересным. Продуктами пользуются в основном люди, осваивающие ПК в зрелом возрасте. Но на подходе поколение, которое к 18 годам отлично владеет компьютером и для которого приобретение таких программ непрестижно”.

Хотел и доказал

Шахиджанян, напротив, убежден, что число его потенциальных покупателей огромно. Недавно компания выиграла тендерНационального фонда подготовки кадров и получила $43 000 на создание детской версии “Соло на клавиатуре”, которая будет бесплатно распространяться в школах.

“Еще я хочу сделать обучающие программы по русскому языку, скорочтению, развитию памяти, – говорит Шахиджанян на прощание и добавляет: – Никакая софтверная компания на одном продукте не выдерживает и полугода, а мы выдержали. Я не озолотился, но такой цели и не ставил. Хотел доказать себе, что смогу построить компанию образцового содержания. И доказал”.