Абоненты двоятся


В этом году рынок ждет дальнейшая консолидация – крупные компании продолжат покупать небольших кабельных операторов, заявил президент “Ренова-Медиа” и глава Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин на круглом столе “Платное телевидение в России”. Но даже больший вклад в рост абонентской базы, чем приобретения, по его словам, внесет строительство новых сетей. Такова, в частности, стратегия “Ренова-Медиа”, которая в 2007 г. вложит $300 млн в развитие сетей. Значительная часть этих денег пойдет на строительство широкополосных сетей, говорит Припачкин. Он добавляет, что продающиеся операторы владеют устаревшей инфраструктурой и инвестиции в модернизацию их сетей автоматически увеличивают стоимость одного абонента. Сейчас к сетям “Ренова-Медиа” подключено около 900 000 домохозяйств. По словам гендиректора входящего в “Ренова-Медиа” оператора “Комкор-ТВ” Михаила Силина, в этом году компания планирует удвоить свою сеть до 2 млн квартир.

Удвоение планирует и “Система Масс Медиа” (СММ, входит в АФК “Система”). Ее гендиректор Михаил Дунаев рассчитывает, что в 2007 г. платным телевидением под брендом “Стрим ТВ” будут пользоваться жители 3 млн квартир (сейчас – 1,5 млн). СММ также планирует запустить в этом году тестовое вещание мобильного телевидения на основе технологии DVB-H – этим займется входящая в СММ компания “Цифровое телерадиовещание”. Региональный оператор “Мультирегион”, по словам его руководителя Сергея Дмитриева, собирается подключить 2,5 млн квартир (сейчас – 1,2 млн) и обслуживать 800 000 платящих абонентов.

В этом году стало очевидно, что на всех каналах в прайм-тайм телефильмы и передачи российского производства стали доминировать над зарубежным контентом, говорит заместитель гендиректора по маркетингу и программированию “НКС-Инвеста” Андрей Голованов. По его словам, операторы сконцентрируются на приобретении или производстве собственного контента. Однако контента для телевидения высокой четкости на российском рынке практически нет, добавляет технический директор “НТВ-Плюс” Олег Колесников, а мелким игрокам он окажется не по карману. Поэтому появятся компании, которые будут оптом закупать видеоконтент у производителей и продавать его операторам.

Консолидация рынка продолжится – крупные игроки торопятся увеличить долю на рынке и располагают для этого всем необходимым, отмечает эксперт “Финама” Игорь Веретенников. По мере консолидации будет расти и ARPU – за счет не только роста цен, но и более активной продажи дополнительных услуг (видео по запросу и т. д.) и комплектов (ТВ + Интернет). С введением технологии многозального кинотеатра (где фильмы идут каждые 20 минут) спрос на услугу “Видео по запросу” увеличился в 3–3,5 раза, подтверждает замгендиректора “Комстар-Директа” Мераб Габуния.