Швецов-авто


“Я выкупил 49,3% акций “Северсталь-Авто” [у основного владельца “Северстали” Алексея Мордашова] в конце января”, – объявил вчера на пресс-конференции гендиректор компании Вадим Швецов. Он уточнил, что выкупил долю Мордашова в кипрской Newdeal Investments, владеющей 58% акций автомобильного холдинга. Сделка была закрыта “по рынку”, опциона на выкуп бумаг у него не было, рассказал Швецов. В конце января капитализация “Северсталь-Авто” колебалась в районе $1 млрд – $960 млн, так что покупка могла обойтись Швецову в $473–493 млн.

Для Мордашова главное – сталь, для Швецова – автомобили, занимаясь которыми он чувствует, по его признанию, “настоящий драйв”. “Мое решение выйти из состава акционеров “Северсталь-Авто” связано <...> с желанием полностью сосредоточить свои усилия на металлургическом бизнесе”, – подтвердил это в пресс-релизе и сам Мордашов. Бывшему партнеру, которого Швецов называет “учителем” (они бок о бок работают с конца 80-х), он отводит роль наблюдателя: Мордашов сохранит кресло в совете директоров “Северсталь-Авто”. А возглавит совет бывший вице-президент General Motors Дэвид Херман. Общее количество независимых членов совета увеличится с нынешних трех до семи.

Бизнес, контролирующим акционером которого стал Швецов, он создал своими руками. “Это дело его жизни”, – подтверждает руководитель одного из автоконцернов. Мордашов, который заинтересовался автопромом в 2000 г., поручил своему давнему подчиненному Швецову скупку акций легендарного УАЗа и ЗМЗ. В 2001 г. эти покупки принесли новому владельцу одни убытки и годом позже перекочевали в специально созданную компанию “Северсталь-Авто”, которую возглавил Швецов. И уже по итогам 2004 г. “Северсталь-Авто” показала рентабельность по EBITDA в 14,6% – наравне с Toyota.

Чудо Швецова произошло благодаря классическим антикризисным методам: сокращению издержек, оптимизации производства (именно здесь была применена система “бережливое производство” Toyota). А потом Швецов открыл новую бизнес-модель: сборка и дистрибуция иномарок по лицензии. Соглашения были заключены с корейской Ssang Yong, итальянским Fiat, японской Isuzu. Параллельно УАЗ запустил в производство первую за десятилетия новинку – UAZ Patriot.

За эти успехи Мордашов отблагодарил своего менеджера 15% акций Newdeal Investments: Швецов реализовал опцион перед IPO “Северсталь-Авто” в начале 2005 г. На выкуп еще 49% Швецов, по его словам, потратил личные сбережения. Он продал свои 1,5% акций “Северстали” (исходя из капитализации компании в начале года пакет стоил $160–195 млн), собрал деньги от продажи акций Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ), в котором Швецову принадлежало 44% акций. На IPO ЧЦЗ в прошлом году его акционеры заработали $259 млн, на долю Швецова пришлось $129,5 млн. В начале прошлого года Newdeal продала инвесторам еще 5% акций “Северстали” на $38,5 млн ($6 млн пришлось на долю Швецова). Вдобавок Швецов годами получал дивиденды и “Северстали”, и “Северсталь-Авто”, напоминает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко.

“Рано или поздно это должно было произойти. “Северсталь-Авто” – это детище Швецова, для Мордашова она была скорее игрушкой”, – говорит топ-менеджер одной из автомобильных компаний. Теперь Швецов собирается строить собственную дилерскую сеть и объявил, что “Северсталь-Авто” вложит в это около $100 млн. Руководить ею будет выходец из “ДаймлерКрайслер Автомобили Рус” Герхард Хильгерт. Дилерская сеть будет жить под новым брендом, но сменит ли имя “Северсталь-Авто”, новый владелец умалчивает.

Елена Сахнова из Deutsche UFG видит в этой сделке только плюсы: у Швецова будет больше мотивации делать компанию еще эффективнее и повысить ее стоимость. Вчера в РТС капитализация компании составляла $996,37 млн, Сахнова считает справедливой цену в $1,3 млрд.