Еще одно “Шереметьево”

С. Портер

Новый аэровокзал “Шереметьево-1”, на строительство которого было потрачено около $80 млн, должен начать работать уже в марте. Реконструкция действующего терминала “Шереметьево-2” стоимостью около $300 млн должна завершиться к концу года. Примерно в это же время должен вступить в строй и новый терминал “Шереметьево-3” стоимостью примерно $500 млн, который строит “Аэрофлот” в партнерстве с Внешторгбанком и ВЭБом. Вместе со старым “Шереметьево-1” к 2008 г. в аэропорту будут работать сразу четыре аэровокзала общей пропускной способностью 32 млн пассажиров в год против сегодняшних 12 млн, резюмирует Василенко. Сам аэропорт прогнозирует, что к 2015 г. поток пассажиров составит 25–27 млн в год и новый аэровокзал понадобится, только если этот показатель будет превышен.

“Шереметьево” и Московская область в равных долях создадут новую компанию – “Шереметьево-4”, которая займется строительством нового аэровокзального комплекса в аэропорту, объявил вчера замглавы областного правительства, министр транспорта региона Петр Кацыв. Новый “мини-аэропорт” должен быть построен к 2015 г. примерно в 1,5 км северо-западнее сегодняшних терминалов “Шереметьево” – в районе пос. Черная Грязь. В этом комплексе учтены третья взлетно-посадочная полоса на 3,5 км, рулежные дорожки и другие системы аэродрома, новые пассажирский и грузовой терминалы, топливно-заправочный комплекс, гостиница и проч. Об этом рассказали “Ведомостям” чиновник правительства Московской области и источник, близкий к “Шереметьево”, сославшись на генеральный план развития аэропорта до 2020 г. Этот план уже согласован и с федеральными чиновниками, заверил сотрудник Минтранса. А источник, близкий к руководству аэропорта “Шереметьево”, сообщил, что под новый комплекс уже зарезервировано примерно 350 га земли (проверить эту информацию “Ведомостям” вчера не удалось).

“Предполагается, что в строительство “Шереметьево-4” будет вложено 17,7 млрд руб., а срок окупаемости [проекта] составит 12 лет”, – цитирует Кацыва “Интерфакс”. Такие расчеты аэропорт “Шереметьево” представил областному правительству еще в прошлом году, согласовывая генплан, сообщил “Ведомостям” один из областных чиновников. Большую часть этих средств регион рассчитывает получить в инвестфонде, признался он.

В самом АОА “МАШ” новый план комментируют неохотно. Гендиректор аэропорта Михаил Василенко признал, что третья полоса аэропорту нужна, но никаких расчетов по ее стоимости нет – летом проектно-строительная группа “Прогресстех” должна подготовить ТЭО этого проекта. А вопрос с четвертым терминалом будет решаться не раньше 2015 г., когда “Шереметьево” поймет, что ему не хватает уже запущенных проектов, отметил Василенко.

Сумма в $660–670 млн, названная Кацывом, сопоставима с инвестициями в аналогичные проекты, считает начальник отдела стратегических проектов AiRUnion Сергей Детенышев. А московский аэропорт – лакомый кусок для инвесторов, рассуждает он. “Позитивно” смотрит на планы “Шереметьево” и его базовый перевозчик – “Аэрофлот”, отмечает представитель авиакомпании. А прогноз “Шереметьево” по росту пассажиропотока, который гарантирует возврат средств, вполне реален, уверен советник главы Минэкономразвития Игорь Коньков. Правда, нынешний лидер по этому показателю – аэропорт “Домодедово” группы “Ист Лайн” – намерен сохранить первенство (эта цель записана даже в генеральном плане). К 2015 г. пассажиропоток “Домодедово”, по текущим оценкам, вырастет до 32 млн пассажиров в год, а к 2020 г. – до 45 млн, говорит один из менеджеров “Ист Лайн”. Однако собеседник “Ведомостей” не стал уточнять объем необходимых для этого инвестиций.