ГЛОБАЛИСТ: Братья империалисты


Перед предстоящими в США в 2008 г. президентскими выборами складывается интересная ситуация. Впервые за долгое время у президента, покидающего свой пост после двух сроков у власти, не остается, по российскому выражению, “преемника”. После ухода Рональда Рейгана и Билла Клинтона свои кандидатуры выставляли их вице-президенты – Буш-старший и Альберт Гор. Но у Буша-младшего просто нет такого человека: у лагеря американских неоконсерваторов вообще нет явного публичного лидера. Наиболее вероятные кандидаты от республиканцев – Джон Маккейн и Рудольф Джулиани, причислить которых к неоконсерваторам никак нельзя.

Это означает, что у неоконсерваторов мало шансов сохранить влияние на власть и начиная с 2009 г. политический курс неминуемо будет пересмотрен. Иными словами, через два года Америка станет другой, кто бы ни победил – Хиллари Клинтон, Маккейн, Обама или Джулиани.

Такой поворот событий, будучи сам по себе хорошей новостью для мирового сообщества, является еще и признаком краха политики неоимпериализма и неоконсерватизма как таковой. Этот тип политики, основанный на псевдопрагматизме и одностороннем применении силы, рано или поздно должен был привести к стратегическим просчетам и ошибкам. Для Буша такой роковой ошибкой стала иракская война, показавшая, что тактический прагматизм с односторонним применением силы и пренебрежением нормами права может обернуться большими стратегическими потерями.

Поучительным является этот урок и для России. В нашей стране пока торжествуют собственные неоимпериалисты и неоконсерваторы, для которых главной целью является не успешное экономическое развитие и поддержание добрососедских отношений с другими странами, а установление и удержание контроля над максимальным количеством материальных ресурсов у себя дома и за границей. Очевидно, что российские власти, на словах критикующие США за агрессивные односторонние действия во внешней политике, на деле копируют их и строят свои действия по худшим американским лекалам. Оправдывая введенные в прошлом году санкции против Грузии, даже наши официальные лица сравнивали их с американским эмбарго Кубы. В оправдание вооружения Ирана и Сирии приводили пример политики “наших сукиных сынов”, традиционно использовавшейся США для поддержки сомнительных режимов, выступавших американскими союзниками. Недавно мне довелось в радиоэфире поспорить с прокремлевским политологом Сергеем Марковым, который в ответ на мои упреки о том, что политика России является некачественной калькой с худших образцов империалистической политики США, прямолинейно ответил: “Ну да! У нас многие считают, что американцы наше место занимают” – такая вот нехитрая правда российских неоконсерваторов.

Еще один повод для сравнения – большинство в обеих палатах парламента, достигнутое после 2002 г., развратило республиканских неоконсерваторов, сделало их шаги еще менее просчитанными. Стоит ли говорить об аналогиях с нашей действительностью.

К счастью для американцев, их политическая система позволяет исправить системные ошибки последних лет и избавиться от неоконсерваторов во власти. В России демократии нет. Поэтому риск трагических ошибок, которые могут продолжить совершать наши собственные неоимпериалисты, остается.