Референдум угрожает стабильности


Вчера КС начал рассматривать жалобу представителей КПРФ, оспаривающих закон “О референдуме”. В 2005 г. Центризбирком не разрешил коммунистам вынести на всенародное голосование 15 из 17 вопросов, в том числе о национализации естественных монополий, отмене закона о монетизации льгот и возвращении выборов губернаторов. При отказе ЦИК сослалась на законодательный запрет на вопросы, затрагивающие государственный бюджет, финансовые обязательства государства или не позволяющие дать однозначного ответа.

Коммунисты оспаривают эти ограничения, а также полномочия ЦИК. Порядок ее формирования, место в системе государственных органов не позволяют ЦИК самостоятельно делать выводы о легитимности выносимых на референдум вопросов, говорится в жалобе. Ее трактовка ограничений противоречит Конституции: она фактически лишает граждан права на референдум. Нет ни одного вопроса, решение которого возможно без хотя бы минимальных госрасходов, объяснял представитель КПРФ Вадим Соловьев: даже “разрешенный” ЦИК вопрос о возвращении в Госдуму одномандатников в случае положительного ответа на референдуме обошелся бы бюджету в дополнительные 450 млн руб. “После того как в 1993 г. была принята Конституция, народу России ни разу не дали провести референдум по общенациональным вопросам”, – сетует лидер КПРФ Геннадий Зюганов. А ведь по Конституции основным носителем власти является народ.

“Конституция не отдает приоритета непосредственному народовластию”, – парирует представитель президента в КС Михаил Кротов. Он напомнил, что есть две основные формы демократии. Непосредственная (ее высшим выражением является референдум) и представительная – т. е. легитимно избранные органы власти. Референдум не может стать основным инструментом демократии, заявил Кротов, но способен подорвать основы представительной власти. “Нельзя допустить использование народного голоса заинтересованными политическими силами исключительно в собственных целях, а также позволить злоупотреблять правом на референдум в целях дестабилизации общественно-политической обстановки”, – подчеркнул Кротов. По его оценке, попытки коммунистов провести референдум в 2002 и 2004 гг. были именно предвыборной агитацией.

Поэтому и нужна ЦИК, выполняющая функцию “предварительного фильтра”, добавил представитель Совфеда Юрий Шарандин: в противном случае инициаторы референдума смогут сразу приступать к сбору подписей, а это уже агитация. Он также напомнил, что принятое на референдуме решение не нуждается в дополнительном утверждении и вступает в силу сразу после опубликования. Срок подготовки нормативного правового акта, если такой потребуется для реализации решения, не должен превышать три месяца. Получается, что итоги референдума могут нарушить систему управления государством, предостерег Шарандин. Ответчики путают логику закона с политической целесообразностью, констатирует завкафедрой Конституционного и административного права Высшей школы экономики Михаил Краснов.