Выбор за “молчунов”


Сейчас управляющие могут вкладывать до 40% пенсионных средств в гособлигации, до 80% – в корпоративные облигации, до 65% – в акции. У некоторых управляющих есть по два-три пенсионных портфеля – более и менее консервативные. Например, рискованный портфель “Тринфико” принес будущим пенсионерам в 2006 г. 31,5%, сбалансированный (средства примерно поровну распределяются между акциями и облигациями) – 18,1%, а консервативный – 6,9%.

Накопления будущих пенсионеров, не выбравших частного управляющего и оставшихся в управлении Внешэкономбанка, обесцениваются из-за инфляции. В 2006 г. доход, полученный ВЭБом для пенсионеров, – лишь 5,7%. Минздравсоцразвития предложило передать эти деньги Пенсионному фонду на выплату нынешним пенсионерам, решив одновременно проблему дефицита ПФР. Эти средства по замыслу министерства должны пополнить страховую часть пенсии – условный пенсионный капитал, индексируемый в зависимости от инфляции и роста зарплат.

Минэкономразвития эта идея не нравится. Ее реализация позволит на 5–7 лет повысить пенсии, а затем, чтобы их не снижать, придется “идти на непопулярные меры – повышать пенсионный возраст до 70 лет или увеличивать ставку ЕСН в 1,5 раза”, заявил замминистра экономразвития Андрей Шаронов. По расчетам руководителя Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, предложение Зурабова позволит повысить пенсии лишь на 7%. А отношение средней пенсии к зарплате к 2020 г. в этом случае снизится с 25% до 17–18%. Подключился к критике предложения Зурабова и спикер Госдумы Борис Грызлов, считающий, что ликвидация накопительной системы приведет к “обману”.

Экономические чиновники отстаивают альтернативный способ прекратить обесценение денег “молчунов” – передать средства в управление частным компаниям. В конце 2006 г. Минздрав и ПФР были против этого предложения (Минфин и ФСФР согласны), вчера ведомство Зурабова от комментариев отказалось.

С 2009 г. согласно законопроекту новые поступления взносов на счета “молчунов” должны перечисляться в частные УК, выбранные правительством. Сейчас к управлению пенсионными деньгами допущены 62 компании. Директор департамента Минэкономразвития Саид Баткибеков предполагает, что к деньгам “молчунов” можно допустить примерно треть из них.

Куда можно вкладывать деньги “молчунов”, должно определить правительство. Портфель не будет высокодоходным. В добавление к разрешенным инструментам Минэкономразвития предлагает разрешить вкладывать пенсионные деньги в облигации иностранных государств, надежные корпоративные облигации, акции.

Управляющие не обещают заработать намного больше ВЭБа. “Правительство вряд ли установит вольные инвестиционные декларации, так что доходность такого портфеля будет сопоставима с доходностью консервативного или, в лучшем случае, сбалансированного портфеля”, – говорит директор по стратегии и развитию “РТК-инвест” Алексей Толстухин. Если государство не рискнет сделать минимальными ограничения по вложениям в иностранные акции, доходность портфеля “молчуна” лишь догонит инфляцию, считает гендиректор “Тринфико” Роман Соколов.

“Молчуны” не склонны к рисковым стратегиям, иначе бы давно выбрали управляющую компанию, полагает портфельный менеджер УК “Альянс Росно Управление активами” Олег Попов. Но обеспечить им доходность на уровне инфляции в состоянии и ВЭБ, если только расширить перечень инструментов, куда он может инвестировать. ВЭБ давно просит разрешить ему вкладывать средства в бумаги, обеспеченные ипотечными закладными.