0,08% и престиж

С. Николаев

Публичные размещения – одна из основных статей доходов инвестиционных банков. По словам топ-менеджера западного инвестбанка, комиссия организаторов обычно превышает 1,5%. В прошлом году российские компании вывели на биржу акций почти на $18 млрд.

Не все эмитенты подробно отчитываются о комиссиях консультантов, букраннеров и андеррайтеров, но траты эти отнюдь не символические. Например, в документах “Роснефти”, копия которых есть у “Ведомостей”, указано, что организаторы IPO объемом $10,6 млрд заработали $138 млн (1,3%).

За IPO “Ситроникса” объемом $402 млн, прошедшее на этой неделе, банки-организаторы получили, по данным самой компании, $14 млн (3,5% от объема размещения).

В проспекте эмиссии Сбербанка указано, что расходы на ее проведение не превысят 280 млн руб. По словам топ-менеджера банка, в эту сумму включены абсолютно все расходы, не предусмотренные в годовом бюджете, включая дополнительно оплачиваемую рекламу, расходы на юристов и максимальную комиссию букраннеров.

По словам члена наблюдательного совета Сбербанка, расходы на рекламу и юристов составят 30–50 млн руб. “Комиссии букраннеров существенно меньше 280 млн руб., – утверждает источник в Сбербанке. – Более того, были даже те, кто хотел участвовать в нашем размещении вообще бесплатно”.

Два источника, близких к размещению, подтвердили информацию, что были нулевые заявки, и то, что J.P. Morgan и Credit Suisse вместе получат не больше 250 млн руб. Даже если на комиссию букраннерам Сбербанка пошли бы все эти деньги, они получат всего 0,08% от объема размещения.

У столь низкой комиссии несколько причин, объясняет источник, близкий к размещению: “Сбербанк – компания с долгой рыночной историей, у нее нет никаких рисков, связанных с ЮКОСом [как у “Роснефти”], размещение идет только в России и по местным законам, а значит, никаких роад-шоу, отчетов аналитиков и дорогого маркетинга”.

“Букраннеры вообще не будут выкупать на себя часть размещения, т. е. не будут андеррайтерами, и не берут никаких обязательств по дальнейшему поддержанию котировок”, – добавляет член наблюдательного совета “Сбера”.

“По сути, сама компания проводит IPO и управляет книгой, это не классическое размещение”, – считает топ-менеджер крупного инвестбанка.

На другую причину сверхнизкой комиссии указывают многие инвестбанкиры. “Все хотят работать с первыми номерами рейтингов Dealogic и Thomson Financial, зачем нанимать седьмого или десятого? – объясняет источник, близкий к сбору заявок. – Ради этого на такой крупной сделке можно пойти на многое”. По его мнению, нулевую комиссию предложили те банки, которые не успели вовремя выйти на рынок размещений: “Затраты в ходе размещения с лихвой окупились бы престижем. Вы проводите одну громкую сделку, о вас услышат, вы снижаете цену второй раз – и вот банк уже в обойме”.

По данным Dealogic, в прошлом году лидером среди инвестбанков по объему сделок с акциями (сюда включаются все размещения, в том числе вторичные) стал Deutsche UFG – $2,2 млрд, а J.P. Morgan и Credit Suisse в рэнкинге Dealogic заняли шестое и пятое места соответственно.

“Им [букраннерам] до лампочки комиссии – была бы возможность, так еще бы и доплатили Сбербанку, здесь главное – это место в турнирной таблице”, – уверен партнер крупного инвестбанка. У менеджмента тоже сложилось ощущение, что инвестбанки готовы были и доплатить ради участия в размещении, признается источник в Сбербанке.

По словам западного банкира, конкуренция среди инвестбанков сейчас настолько сильна, что первое место в рэнкингах приобретает очень важное значение. “Деньги деньгами, но Сбербанк – это уникальный объект в мировом масштабе, участие в таком размещении чересчур престижно, чтобы думать о заработках”, – считает руководитель российского представительства западного банка.

От комментариев в банках-букраннерах отказались.