ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ: Экология Cочи-2014


В течение 2006 г. под предлогом реализации двух важнейших для руководства страны инициатив – проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи и осуществления национального проекта “Доступное жилье” – была проведена масштабная деэкологизация российского законодательства. Было, в частности, изменено зонирование Сочинского национального парка, и часть его территории, прилегающая к границам Кавказского государственного биосферного заповедника, понижена в статусе – с заповедной зоны до рекреационной. Кавказский заповедник по представлению правительства России с 1999 г. является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

В проект закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” уже после первого чтения и получения поправок от регионов были внесены значительные изменения концептуального характера с внесением принципиальных изменений в законы “Об экологической экспертизе” и “Об особо охраняемых природных территориях”. Проведенные поправки обеспечили возможность застройки земель всех национальных парков страны под видом “строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур”.

Позднее был принят законопроект “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации”, внесенный группой депутатов Государственной думы (редкий случай в нынешней Думе) и принятый в первом чтении даже без заключения правительства Российской Федерации. В качестве побудительного мотива внесения изменений в законодательство авторы законопроекта указывали реализацию приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”. Поправки отменили обязательную экологическую экспертизу проектной документации и планов развития территорий, а также исключили законное участие местного населения и общественности из обсуждения и обеспечения прозрачности и экологической ответственности решений исполнительной власти. Важно отметить, что и подготовка к проведению Олимпиады, и реализация нацпроекта “Доступное жилье” не требовали и не требуют масштабной ревизии национального законодательства.

До разрушения природоохранного законодательства природоохранные организации не выступали против проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. В 2006 г. природоохранные организации были вынуждены выразить обеспокоенность грубыми нарушениями действовавшего законодательства и угрозой разрушения уникальных природных комплексов Сочинского национального парка и Кавказского государственного биосферного заповедника. Значительная часть выведенных из заповедной зоны территорий (хребты Псехако и Грушевый) представляют собой особую ценность как места зимнего скопления бурого медведя, серны, благородного оленя, перемещающихся сюда из Кавказского заповедника. Развитие здесь инфраструктуры приведет к негативным последствиям не только для парка, но и для заповедника.

Какому министру национальные парки мешают?

Рекреационная недвижимость

Под предлогом доступа к пяти кварталам заповедной зоны Краснополянского лесничества Сочинского национального парка (64–68-й кварталы) чиновники добились разрушения законодательно закрепленной природоохранной концепции национальных парков в России. Экономическое значение и эффективность особо охраняемых природных территорий в большинстве стран мира оценивается в первую очередь по доходам от связанного с ними туризма ВНЕ ТЕРРИТОРИИ самих национальных парков. То есть по доходам от тех территорий, где расположены гостиницы, предприятия сферы услуг, производство сувениров и т. п., а не внутри охраняемых природных объектов. Так обеспечивается и сохранение национальных парков, и устойчивость использования их территорий, ради которых люди ночуют в дорогих гостиницах и для того, чтобы их увидеть, берут напрокат автомобили. Это и есть правильный подход. И для его реализации разрушение природоохранного законодательства вовсе не требуется. Именно так функционируют системы национальных парков в самых разных странах – и в США, и, например, в Коста-Рике. Национальные парки занимают всего 0,41% (с заповедниками – около 2%) суши России и хотя бы поэтому заведомо не могут служить помехой для экономического развития страны или в действительности “мешать” Минэкономразвития планировать рекреационно-инвестиционную деятельность там, где это целесообразно и возможно.

Очевидно, что пролоббированные поправки были нужны не для проведения Олимпийских игр в 2014 г., а для раздачи “друзьям и родственникам Кролика” стремительно растущих в цене земель одного из первых национальных парков страны, созданного в 1983 г. Даже если представить, что для строительства санно-бобслейной трассы мирового уровня действительно потребовались бы несколько десятков гектаров территории национального парка, то эту локальную проблему, очевидно, можно было бы решить, не ломая законодательную базу всей системы национальных парков страны. Отметим также, что генерального плана развития г. Сочи, утвержденного и доступного для обсуждения, до сих пор нет – несмотря на активно идущее “освоение средств и территорий”. При этом в существующие документы постоянно вносятся изменения, предусматривающие строительство на территории парка объектов, не имеющих отношения ни к проведению Олимпийских игр, ни к развитию горноклиматического курорта. Недавно было опубликовано распоряжение правительства РФ № 81-р от 26.01.2007, согласно которому “определено местоположение земельных участков в Сочинском национальном парке, на которых допускается строительство и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры”. Под красивым эвфемизмом “объекты социальной инфраструктуры” замаскированы гостиничные комплексы с объектами развлечений типа гольф-клубов, т. е. не имеющие прямого отношения к проведению Олимпийских игр. Хаотичная застройка уменьшает привлекательность Сочи как кандидата на проведение Олимпиады, но зато гарантирует доходы тем, кто успеет урвать часть территории. Опыт Теберды и Домбая свидетельствует, что таким путем создать курорт мирового класса невозможно. Проверка использования средств бюджета, выделенных г. Сочи и Сочинскому национальному парку, проведенная Счетной палатой Российской Федерации в 2006 г., выявила многочисленные нарушения законодательства, в частности лишь пять договоров аренды земель на территории национального парка из 18 проверенных имели необходимые разрешения и заключения экологической экспертизы.

Подтверждением того, что под видом подготовки проведения Олимпийских игр происходит банальный захват привлекательных земель национального парка, служит и закрытость процесса. Экологические организации были лишены возможности практического участия в работе структур, ответственных за подготовку к проведению Олимпийских игр, в процессе подготовки заявки, проведения оценки воздействия на окружающую среду и т. п.

Что делать

По мнению природоохранных организаций, действительно важно незамедлительно принять следующие меры:

1. Восстановить в полном объеме институт государственной экологической экспертизы и ограничения на строительство на территории национальных парков.

2. Объявить немедленный мораторий на выделение земель в аренду и строительные работы на территории Сочинского национального парка до представления окончательного генерального плана г. Сочи, его обсуждения, прохождения экологической экспертизы и утверждения.

3. Исключить из планов развития любой инфраструктуры особо ценные участки, в частности Грушевый хребет, верхнюю часть хребта Псехако и другие земли в километровой зоне вдоль границ Кавказского заповедника.

Консультации “WWF-Россия” с Министерством природных ресурсов России, заявочным комитетом “Сочи-2014”, ключевыми действующими и предполагаемыми инвесторами в развитие горноклиматического курорта показывают, что основные требования экологических организаций находят понимание. Мы не встретили принципиальных возражений против поиска альтернативных мест размещения комплексов, вызывающих наибольшие природоохранные опасения.

Спорт и экология

В соответствии с Олимпийской хартией одной из основных функций Международного олимпийского комитета является обеспечение соблюдения природоохранных требований при проведении Олимпийских игр и поддержка олимпийского движения в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды. Природоохранные организации надеются на ответственную позицию комитета и будут просить оценочную комиссию Международного олимпийского комитета поддержать эти требования.

Существует искушение в случае проигрыша заявки “Сочи-2014” по причине ее малой экологической ответственности свалить вину на природоохранные организации. Да, мы, безусловно, “виновны” в том, что продолжаем требовать ответственности и законопослушности от чиновников, а также претендентов на земли заповедной зоны Сочинского национального парка, использующих олимпийские планы в качестве банальной отмычки.

Для улучшения отношения к нашей стране и успеха в диверсификации ее экономики следует предоставить возможность чиновникам изучить неизвестные и непонятные им реалии роли экологического фактора в современной рыночной экономике.