Милиция подтолкнула спрос


Гендиректор самарской сети компьютерных магазинов “Геос” Виктор Матвеев говорит, что продажи ПО Microsoft выросли в 2006 г. в среднем в 5–8 раз, увеличилось и число обратившихся за лицензиями. Цена за совместный пакет Windows+Office составляет около $400 (за Windows – $140–150). Объем продаж лицензионного программного обеспечения за 2006 г. вырос на треть, подсчитывает директор по развитию и маркетингу “Косс Плюс” Дамир Гибадуллин. “В процентном соотношении мы сейчас продаем больше лицензий, чем продуктов”, – отмечает он.

Гендиректор саратовского “Мастер Софт” Иван Жадаев отмечает, что в Саратове продажи лицензионного софта в среднем в 2006 г. выросли в два или даже более раз. Руководитель направления продаж ПО Microsoft саратовского “Трайтек” Алексей Сороков оценивает рост продаж в 1,5 – максимум 2 раза, в его компании так же, как в самарском “Косс Плюс”, динамику обеспечивали продажи лицензий. Представители ульяновских фирм “Симбирск-М+” и “Раздолье” также отмечают рост продаж, но оценить его затруднились. С начала 2007 г. организации активно начали покупать лицензированные версии Windows XP Professional, хотя в начале 2006 г. продажи считали единицами, добавляет директор Городского информационного центра Тольятти Дмитрий Никулин.

Рост продаж участники рынка объясняют активностью милиции. Жадаев из “Мастер Софта” говорит, что продажи ПО Microsoft отличает волнообразный характер: после проверок или слухов о них появляется неожиданный и высокий спрос, а потом постепенно сходит. По предварительным подсчетам, за 2006 г. количество уголовных дел, заведенных по обращению правообладателей, в Самарской области выросло в 2–3 раза, а за начало 2007 г. по сравнению с началом 2006 г. – в 1,5 раза, говорит региональный координатор Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) Владимир Серпухов. В среднем в области на экспертизу каждые две недели правоохранительные органы изымают по 100 компьютеров. В Ульяновской области, как отмечает Серпухов, число уголовных дел, заведенных по обращению компаний-правообладателей, составляет максимум 9–10% от самарских. По данным замначальника управления Р при ГУВД Самарской области Павла Шмелева, в 2006 г. только управлением заведено около 50 уголовных дел по факту использования нелицензированного ПО. Шмелев утверждает, что по сравнению с 2005 г. количество подобных дел увеличилось в разы. “Это связано с расширением круга правообладателей, с которыми мы сотрудничаем, сейчас их около сотни, еще два года назад их было очень мало”, – говорит он. Шмелев объясняет такое увеличение дел ужесточением позиции государства по защите авторских прав. А старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима объясняет динамику возбужденных уголовных дел по факту пиратства тем, что еще два года назад не было ни судебной, ни следственной практики, теперь же она успешно отработана.

Тем не менее доля лицензионной продукции по-прежнему мала, Серпухов ее оценивает в общем объеме ПО в 10–15%.

Руководитель пресс-службы “СМЗ-Alcoa” Вячеслав Степанов рассказал, что с покупкой в начале 2005 г. завода американской Alcoa все компьютеры на СМЗ, а это более 1500 шт., перешли на лицензионный софт. По его словам, на них установлен Windows, Microsoft Office, а на некоторых также прикладные программы. Сейчас, по оценке самарских компьютерных ритейлеров, подобная мера стоила бы заводу примерно $600 000 (выручка завода в 2005 г. – около $ 85 млн). Одной из ульяновских фирм (около 30 компьютеров) переход на лицензионное ПО (Microsoft и антивирусы) осенью 2006 г. обошелся в 800 000 руб. (при выручке за 2005 г. около 1,5 млн руб.). Управляющий компании “Телефон.Ру” по ПФО Михаил Золотовицкий считает, что для средних и крупных предприятий сегодня гораздо дороже вести деятельность с контрафактным софтом, нежели приобрести лицензионное, прежде всего это вопрос обеспечения безопасности своего бизнеса.

В самом Microsoft комментарии получить не удалось. Аналитик J’son & Partners Максим Мучкаев вспоминает, что первая серьезная атака Microsoft на пиратов в Поволжье прошла в конце 2004–2005 гг. Тогда компания смогла заставить все магазины отказаться от продажи компьютеров с предустановленным нелицензионным Windows. Магазины были вынуждены продавать компьютеры либо с лицензионным Windows, либо вообще без ПО (free Dos). Теперь, по его мнению, в зоне интересов Microsoft средний, малый бизнес и даже частные пользователи.