“Пятерочка” споткнулась о франчайзи


X5 Retail Group решила самостоятельно открывать магазины “Пятерочка” в Самаре, сообщил “Ведомостям” один из топ-менеджеров компании. По его словам, X5 длительное время вела со своим партнером – ООО “Агроторг-Самара” – переговоры о выкупе всех 46 универсамов сети, но стороны не сходились в цене, а затем акционеры “Агроторга” и вовсе передумали продавать магазины. Это подтверждает и гендиректор самарского филиала сети “Перекресток” Владимир Рыжков. Директор по коммуникациям X5 Retail Group Геннадий Фролов подтвердил, что компания приняла решение о самостоятельном выходе с “Пятерочками” в Самаре. “Наши договорные отношения с партнером по франчайзи не препятствуют развитию собственной сети, Самара – интересный для нас регион, и собственные магазины только укрепят позиции группы”, – отметил Фролов. Связаться с представителями “Агроторг-Самара” вчера не удалось.

До сих пор собственных и франчайзинговых магазинов в одном городе X5 не открывала. В Москве, Петербурге и Екатеринбурге компания управляет “Пятерочками” сама, в других регионах сеть развивают партнеры. Смешение магазинов на одной территории до сих пор было в практике “Копейки”. “Но у нас в договоре прописано обязательство о неконкуренции: собственные и франчайзинговые магазины открывались в строго определенных территориальных границах. У “Пятерочки”, насколько мне известно, таких ограничений нет”, – комментирует руководитель программы развития франчайзинга “Копейки” Андрей Кондратюкин. Впрочем, особых трудностей в работе сети это не вызовет, полагает он. “Скорее, могут пострадать франчайзи. Для X5 важны высокие темпы роста, ресурсов у компании достаточно, поэтому компания идет в перспективные регионы всеми способами”, – рассуждает Кондратюкин. Учитывая, что у компании есть собственные логистические и дистрибуционные ресурсы, а для преодоления административных барьеров достаточно кадров и финансов, вряд ли возникнут трудности с работой собственных “Пятерочек”, соглашается Рыжков. Аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко полагает, что поводом для открытия собственных “Пятерочек” послужило получение девелоперским дивизионом X5 интересных помещений в Самаре.

Сейчас, по данным одного из бывших топ-менеджеров X5, отвечавших за франчайзинг, цена лицензии составляет около $1,5 млн и франчайзи сотрудничают с “Пятерочкой” с меньшей охотой. “Мы собираемся скорректировать политику в отношении франчайзи, приоритет для компании – открытие собственных магазинов. Мы продолжим сотрудничество лишь с наиболее эффективными региональными ритейлерами”, – прокомментировал Геннадий Фролов.