Бизнес на клеточном уровне


22-летняя Елена Масолова стала предпринимателем в 2005 г., будучи студенткой экономического факультета Госуниверситета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). Ее интернет-проект “Smart-книга” победил на внутривузовском конкурсе бизнес-проектов. На сайте smart-kniga.ru выкладывается краткое изложение – на 5–8 страницах – книг, которые могут оказаться полезными в работе менеджера, поясняет Масолова. Деловым людям это удобно, ведь у большинства нет времени читать объемные издания, добавляет она. Из $5000 призовых команде Масоловой досталось $3500. Еще столько же понадобилось, чтобы задумка стала реальностью: в сентябре 2005 г. Масолова с тремя партнерами зарегистрировала фирму, из знакомых набрала 30 авторов, которые работают с книгами – суммируют содержание, выбирают самые любопытные факты. Прежде чем запустить процесс, новоиспеченные предприниматели провели эксперимент: попросили разных людей прочесть одну и ту же книгу и выбрать наиболее яркие, по их мнению, факты. Совпадение на 80%, констатирует Масолова.

Сейчас в портфеле компании 80 книг. Каждую неделю он пополняется еще тремя новинками. Критерии отбора просты: книга должна быть бестселлером или просто интересной. Новая услуга предоставляется по подписке: для физических лиц – 10 000 руб. в год, для юридических – от $3000 до $5000. Продвижению проекта на взаимовыгодных условиях помогает издательство “Манн, Иванов и Фербер”. “К книге, заказанной через интернет-магазин издательства, прилагается компакт-диск с кратким изложением другой книги от нашей фирмы и презентацией сайта”, – рассказывает Масолова. По ее словам, к маю 2007 г. у smart-kniga.ru должно быть не менее 25 корпоративных подписчиков. По данным на февраль – ни одного. Частных подписчиков около 30 человек. Об окупаемости и доходах речь пока не идет. Так что помощь ГУ-ВШЭ в виде бесплатного помещения, телефонной связи, Интернета, факса и принтера весьма кстати. Но это не благотворительность, это учебный бизнес-инкубатор, который в марте официально откроется в “Вышке”. Команда Масоловой станет его первым обитателем.

Офис в вузе

Идея создать бизнес-инкубатор возникла у студентов, которые обратили внимание на подобный опыт ведущих западных университетов – Гарварда, Оксфорда, Стэнфорда, рассказывает Дмитрий Репин, профессор ГУ-ВШЭ. Они хотят быть предпринимателями, но возможностей получить практические навыки, например составления бизнес-плана, в вузе нет. Соцопрос “Отношение к предпринимательству и потребности в предпринимательском образовании”, проведенный среди студентов ГУ-ВШЭ в ноябре – декабре 2006 г., не оставил сомнений в необходимости бизнес-инкубатора. Более 70% респондентов (всего в опросе участвовало 329 человек) видят себя в будущем предпринимателями, у 3% уже есть свое дело, 8% планируют открыть его после вуза, 9% ходят сделать это еще во время учебы, делится результатами Репин. Он поддержал молодежную инициативу, взяв на себя организационную работу и управление бизнес-инкубатором.

В здании “Вышки” на Покровском бульваре под инкубатор отыскалось два помещения: в одном – 12 рабочих мест, в другом – переговорная и библиотека. В инкубаторе можно одновременно разместить 3–5 команд. Продолжительность проживания – от трех месяцев до двух лет. Отбор проектов решено проводить на конкурсной основе. Любой желающий из 14 000 студентов “Вышки” может подать заявку на участие, приложив к ней краткий – на 2–4 страницы – бизнес-план и видеопрезентацию проекта на 5–7 минут. “Видео может быть снято даже мобильным телефоном, – говорит Репин. – Главное – доказать жюри, что идея стоящая: почему проект может быть выгоден потенциальному инвестору, чем он отличается от конкурентов и почему займет лидирующие позиции на рынке”. Оценкой займется внешний инвестиционный комитет, состоящий, по словам Репина, “из профессионалов с хорошей репутацией”. Заседание комитета планируется проводить один раз в полгода. Тематику проектов определяет гуманитарная специализация ГУ-ВШЭ. “Предпочтение будет отдано инновациям, например, в области логистики, финансовых услуг, маркетинга, а не технологии, – уточняет Репин. – Я не говорю, что технология – это плохо, но не она во главе угла”.

Все по-взрослому

Содействует вуз и формированию “социальных сетей”, куда войдут студенты, преподаватели, инвесторы, а также разработке “экономически целесообразного механизма вовлечения преподавателей ГУ-ВШЭ в компании, основанные студентами”. Среди тех, кто читает лекции в “Вышке”, много представителей частного сектора и госструктур, почему бы им не стать советниками или помощниками начинающих предпринимателей, рассуждает Репин. Проще говоря, университет готов создать пул инвесторов и профессионалов, чтобы существенно облегчить задачу студентам при поиске денег. А вот убедить раскошелиться – это задача автора проекта. Если не удалось найти инвестора, значит, проект плох, категоричен Репин. Предоставляя студентам разнообразные ресурсы – вплоть до типовых договоров, инкубатор ни в коем случае не будет заниматься спонсированием, предупреждает он.

“Вероятность моего вхождения в студенческий бизнес-проект почти нулевая – очень высоки риски”, – говорит Антон Данилов-Данильян, бизнес-ангел, председатель комитета по инвестполитике Торгово-промышленной палаты России. Главный риск, по его словам, возраст. Молодость – период поиска, спонтанных решений и легкомысленного отношения к жизни, философски отмечает он. Невозможно совмещать учебу и собственное дело: и то и другое требует большой отдачи, времени, сил, добавляет Данилов-Данильян. С ним согласен Владимир Миронов, проректор МГУ: “Студентам придется выбирать – образование или бизнес. Боюсь, что второе окажется сильнее. Тогда зачем вообще учиться? Для диплома?” Да и в целом идея бизнес-инкубатора не вызывает у Миронова оптимизма: “Это как пытаться прыгнуть тройной тулуп, не умея кататься на коньках”.

Выбрать свое

“Знания и навыки мы получали на практике, поэтому и шишки набивали”, – вспоминает Максим Протасов, совладелец, председатель правления компании “Помидорпром”. Он двумя руками за то, чтобы учить предпринимательству в вузах: “А точнее прививать удовольствие делать что-то самому”. Человек, однажды попробовав себя в бизнесе, вряд ли захочет перейти в категорию наемного работника. Протасов указывает и на то, что изменились условия, в которых открывается дело: если в 90-е гг. поле было свободным, иди и делай, то сейчас при возрастающей конкуренции знания – это бесспорное преимущество. Это и возможность для молодого человека понять, что ему ближе – предсказуемая наемная работа или “свободное плавание”, считает Олег Медведев, владелец компании “Голден райт”. Готов ли человек рисковать, работать сутками, верить в успех дела, когда к тому, казалось бы, нет никаких предпосылок? Может ли собрать команду единомышленников, быть не только генератором идей, но уметь выбрать стоящую и реализовать ее. Таких людей на планете всего 5%, добавляет Протасов. Елена Масолова смело причисляет себя к этому меньшинству.