Баренбойм и сотня лучших


В этом сезоне у нас три топ-события. Одно уже прошло –гастроли американского виолончелиста Йо-Йо Ма. Второе на носу – гастроли Венского филармонического оркестра с Даниэлем Баренбоймом. Третье в июне – еще одни гастроли Венского филармонического оркестра, только уже с Сейджи Озавой. Итак, затаим дыхание в предвкушении события номер два.

Считается, что в мире есть восьмерка лучших оркестров. Пять из них –американские. Оставшиеся три – европейские: Берлинский филармонический, амстердамский «Концертгебау» и Венский филармонический. Возможно, Венский в этой тройке надо ставить на первое место. Он действительно особенный. Он не признает над собой ничьей власти. Здесь нет главного дирижера: всех дирижеров музыканты выбирают и чередуют сами, и это лучшие дирижеры Земли. Нет директора: оркестром управляет совет из самих музыкантов. Менеджментом занимаются сами: в штате работают только четыре секретаря и бухгалтер. И самое ужасное: до по-следнего времени в оркестре не было ни одной женщины (иначе пришлось бы оплачивать декретные отпуска), и только недавно под давлением общественности пришлось разбавить мужской коллектив парой-тройкой юбок.

Попасть на абонементный концерт Венского филармонического оркестра в Вене почти невозможно. Все абонементы раскуплены сто пятьдесят лет назад (примерно таков возраст оркестра) и с тех пор передаются по наследству. Ни одна венская семья такую привилегию добровольно не уступит. Билеты на знаменитый новогодний концерт оркестра заказать можно, но это надо делать в январе.

Однако тот же самый оркестр систематически играет в Венской опере, куда попасть легко. А также участвует в фестивалях – в Вене, Зальцбурге или Люцерне и много гастролирует.

В 1960-е годы, когда в России побывали многие лучшие оркестры, Венский филармонический к нам тоже приезжал. Тогда им дирижировал Герберт фон Караян. В 2003 году оркестр выступал в Москве и Петербурге под управлением другого волевого человека – Валерия Гергиева. Концерты были хорошие, но странные: в первом отделении шли вальсы и польки Иоганна Штрауса, что очень по части венцев, но не по части Гергиева, а во втором отделении – Шестая симфония Чайковского, с которой ситуация обратная. Но бывает много хуже: я сам слышал, как в Зальцбурге венцы играли Чайковского с Лорином Маазелем и звучали просто отвратительно. Сам не слышал, но однажды, в 1998 году, они играли намеренно отвратительно, чтобы насолить тому же Маазелю, и это был скандал на весь мир.

Но сейчас все должно сложиться более чем гладко. Будут два концерта, в программе – только австро-немецкая музыка, а отношения с маэстро Баренбоймом давно проверенные.

Баренбойм не только дирижер, но и пианист, и в обеих программах он сыграет с оркестром 27-й концерт Моцарта. Моцарт – коронный композитор венцев. В 50-е годы, когда с оркестром работал дирижер Карл Бем, никто бы и не подумал это оспорить. Именно с этой эпохой ассоциируется расхожее понятие особого «венского звука», по которому знатоки опо-знают оркестр вслепую. Но с тех пор появились аутентичные оркестры, и венские филармонические традиции исполнения моцартовской музыки стали отдавать рутиной. А вот с более поздней музыкой споров нет и сейчас: стиль исполнения Вагнера и Брукнера изменений не претерпел, поэтому мы, вероятно, услышим великий оркестр во всей красе.

В первой программе Баренбойм даст симфонические фрагменты из опер Вагнера, во второй исполнит Седьмую симфонию Брукнера. Эта партитура, звучная и вместе с тем очень ясная, даст возможность сполна оценить каждого солиста, каждую группу и весь оркестр.

Гастроли называются «Венская филармония в Московской филармонии». Для последней это проект года: добрую сотню музыкантов, знающих себе цену, надо было расселить по отдельным пятизвездочным номерам. То же самое повторится летом на Кремлевском фестивале. Это не значит, что Венский филармонический оркестр вознамерился приезжать к нам регулярно и так будет каждый год. Но в этом сезоне у Москвы определенно есть причина числить себя среди музыкальных столиц.

22 февраля, Зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53

23 февраля, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 232 53 53