ВЕКТОР


Энергетик Зюзин

Совладелец “Мечела” Игорь Зюзин, став в конце прошлого года владельцем контрольного пакета акций компании, решил внести некоторые корректировки в ее стратегию. Теперь “Мечел” намерен развивать энергетическое направление бизнеса, утверждают несколько источников, знакомых с планами компании. Пробным шаром в этой стратегии должен стать аукцион по продаже более 90% акций Южно-Кузбасской ГРЭС, назначенный на 29 марта. Стартовая цена – 4 млрд руб., и “Мечел” считается одним из фаворитов. Заявку на участие в аукционе подаст одна из “дочек” группы – “Мечел-Энерго”. Кроме того, “Мечел” интересуется покупкой пакета акций ОГК-3, чью допэмиссию на 37,9% капитала РАО “ЕЭС России” намерено продать стратегическому инвестору. Еще “Мечел” ищет возможность приобрести энергоактивы в Восточной Европе. Прошлой осенью компания Зюзина даже собиралась участвовать в тендере по продаже 100% акций “Теплофикация Русе” в Болгарии, стоимость которой аналитики оценивали более чем в $100 млн. Покупка не состоялась, но “Мечел” надеется найти другие подходящие объекты, рассказывают источники.

Свои энергоактивы есть и у других горно-металлургических компаний – “Евраза”, НЛМК и “Северстали”. Но в отличие от них “Мечел” воспринимает энергетику как прямое продолжение собственной производственной цепочки. Группа Зюзина лишь наполовину стальная компания, в прошлом году в ее EBITDA около 40% приходилось на уголь. Причем 43% добычи – на энергетический уголь. Так что обеспечение стабильного рынка сбыта своей продукции для “Мечела” – неплохая идея. Ведь Россия берет курс на угольную энергетику.

И хочется, и колется

Хотя норвежская Telenor, владеющая блокпакетом акций “Вымпелкома”, убеждена, что оператор зря потратился в 2005 г. на покупку “Украинских радиосистем”, она готова поддержать экспансию “Вымпелкома” на зарубежные рынки, заявил вчера глава Telenor в России Шелль Мортен Йонсен. Рост российского рынка замедлился, а в странах СНГ запас роста ограничен – “Вымпелкому” стоит смотреть за пределы СНГ, заключил Йонсен. Telenor не хочет диктовать менеджменту российской “дочки”, что и где покупать, но рассчитывает, что руководство “Вымпелкома” предложит совету директоров стратегию выхода на рынки дальнего зарубежья. Telenor готова поддержать ее, если только сделки не будут неоправданно дорогими, добавил Йонсен.

К октябрю 2006 г. “Вымпелком” впервые достиг положительного потока наличности: его выручка оказалась на $150 млн выше капзатрат. Но потратить свободные деньги можно не только на экспансию, но и, например, на строительство в России сетей “третьего поколения” (если, конечно, “Вымпелком” получит лицензию на эти услуги). К тому же приобрести телекоммуникационные активы в других странах по разумной цене сейчас очень трудно: за них придется конкурировать с гигантами совсем иной весовой категории вроде Vodafone, Etisalat или Orascom. “Покупать разрозненные мелкие активы не имеет смысла, – рассуждает гендиректор “Вымпелкома” Александр Изосимов. – А чтобы приобрести серьезную долю в крупной компании, нужно потратить сумму, сопоставимую со всем нашим бюджетом, а иногда и капитализацией”. Эти деньги “Вымпелком” мог бы вложить совместно с партнером – другим оператором или финансовым инвестором, “но заключать альянсы непросто, когда твои собственные акционеры не могут поладить друг с другом”, продолжает Изосимов. Тем не менее “Вымпелком” не отказывается от мысли совершить там сделку, если представится возможность, говорит он.