Не просто копилка


До сих пор Китай инвестировал резервы только в собственную финансовую систему – банки, страховые компании и брокеры получили в общей сложности порядка $70 млрд. Но на днях стало известно, что китайское правительство намерено учредить инвестфонд, который получит в управление часть валютных резервов. Хотя эти планы обсуждаются уже давно, правительство нечасто делится этой информацией. Официальная точка зрения прозвучала лишь раз, когда премьер Госсовета Вэнь Цзябао в конце января пообещал, что Китай “активизирует управление валютными резервами”. Инвестфонд объединит несколько инвестиционных компаний, принадлежащих Народному банку Китая (НБК). По оценкам экспертов, новому фонду может быть передано порядка $200–300 млрд. Управлять им будет заместитель министра финансов Лоу Цзивэй. Этот фонд сможет инвестировать только в иностранные активы, но возможно, что для вложений на домашнем рынке будет учрежден еще один фонд. Оба фонда получат статус министерства.

Пока не известно, в какие активы будут инвестированы резервы Китая: ясность в этот вопрос может внести в начале марта НБК. Не исключено, что инвестфонд решит вложить часть резервов в финансовые активы и национальные проекты. В декабре вице-премьер Госсовета Цзэн Пэйянь отметил, что Китай должен “использовать валютные резервы для умножения национальных резервов природных ресурсов”, спрос на которые сейчас ажиотажно высокий, поскольку в стране в огромном количестве строятся новые дороги, заводы и жилье.

В любом случае это будет означать сокращение вложений в казначейские облигации США. По данным Международного валютного фонда, примерно 60% валютных резервов развивающихся стран составляют долларовые активы, 30% – вложения в евро. Остальное инвестировано в британский фунт и японскую иену. Любая диверсификация китайских резервов неизбежно приведет к снижению покупки казначейских облигаций, хотя долларовые активы от этого необязательно станут меньше. Более высокую доходность могут принести, например, акции и бонды американских компаний, отмечает валютный аналитик Morgan Stanley Стивен Джен. Важно, что главные принципы стратегии уже понятны, считают эксперты. “Правительство определилось с самым главным: планируется разделить функции в управлении резервами”, – говорит сотрудник Китайской академии социальных наук И Сяньжуй. Он считает, что управление резервами со временем будет вверено нескольким организациям.

Зарабатывать на валютных резервах пытаются и другие страны. Это уже делают Сингапур и Норвегия, Россия готовится диверсифицировать валютную корзину, а председатель корейского центробанка в январе заявил о намерениях инвестировать часть $240-миллиардных резервов страны в различные инструменты, в том числе акции. (WSJ, FT, 14–17.02.2007, Татьяна Бочкарева)