СТРАНА ЧУДЕС: Беспощадная борьба


Это я не к тому, что Вавилов не лучше и не хуже прочих. О проделках бывшего замминистра финансов – о покупке государственной “Роснефтью” вавиловской “Северной нефти” по необычно высокой цене – еще Ходорковский рассказывал Путину во время их последней встречи в 2003 г., но последнего это не слишком заинтересовало. Вавилова даже сажали американские ВВС, когда он летел над США на частном самолете, – чтобы допросить. Но в России со своими показаниями Вавилов абсолютно никому не нужен: слишком со многими он был или остается накрепко связан. Его вполне достаточно просто изгнать. А молчать он будет – он же не Литвиненко.

Около месяца назад обсуждали мы с одним крупным финансистом телевизионные новости. Один сюжет был об аресте бывшего сенатора Игоря Изместьева, второй – зарисовки с Байконура, к 100-летию Сергея Королева. Хорошо информированный финансист восхитился: какие же, говорит, тонкие и знающие люди работают на телевидении – не могут, наверное, в лоб сказать, что подозревают, что Изместьев в свое время сделал деньги на байконурском офшоре, так хоть сюжеты рядом поставили. Уверения в том, что телевизионщики ни о какой такой связи и не подозревали, не возымели действия. Звонит вечером в воскресенье: “Вести недели” смотрела?” – “Смотрела”. – “А ты говорила, что телевизионщики тупые. Почему же они тогда поставили рядом Вавилова и Хлопонина?”

Это действительно невозможно объяснить нормальному человеку. Сюжет про экономфорум в Красноярске, совмещенный с масленицей и лыжным пробегом, в котором блистал губернатор Хлопонин, располагался рядом с репортажем про сенатора Андрея Вавилова, который назначен теперь расхитителем народного имущества. Депутат Хинштейн пишет в газете “МК” про бывшего первого замминистра финансов: “В 1997 г. Вавилов отписал банку “МФК” долги Ирака и Ливии более чем на $8 млрд. Еще одним подарком стал выпуск государственного нерыночного займа в размере 573,1 млрд руб., который на безальтернативной основе был продан МФК. В мае 1997-го, сразу после отставки, Вавилов стал президентом МФК”. Жалко, что депутат Хинштейн не пишет, кто был главой банка “МФК” до Вавилова. А это был как раз Александр Хлопонин.

Конечно, скандал сразу вокруг пятерых сенаторов – это неспроста. Это удар и по Миронову, и по Сечину в рамках “проблемы-2008”. Если до дела Вавилова еще и оставались какие-то сомнения, то теперь они рассеяны окончательно. Питерский водочный король Александр Сабадаш, один из первых исключенных из Совета Федерации, с давних пор конфликтовал с Ильей Клебановым – за изгнанного короля, разумеется, никто не заступился. Игорь Изместьев, обладатель (уже бывший) дивного дворца в поселке Александровка, что по Ильинке, любил устраивать пышные фейерверки, которые мешали отдыху жителей Ново-Огарева на другом берегу Москвы-реки. Собственно, грехи не меньшего масштаба могут найтись едва ли не у каждого третьего сенатора или депутата Госдумы, а также у видных чиновников и силовиков. Глубину греха определит новая власть после 2008 г., поэтому никому неохота быть в стане проигравших. Сейчас в этот стан загоняют и Миронова, и Сечина (сделка “Роснефти” с Вавиловым). Но ведь это не последний тайм.

А для публики это называется борьба с коррупцией. Один не поделился водкой, другой шумел в неположенном месте, а третий в одиночку украл кучу денег и через десять лет публичной деятельности скрылся.