Бонды со страховкой


Вчера Русь-банк разместил выпуск облигаций объемом 2 млрд руб. по ставке 9,5% с полуторагодовой офертой. Организатором размещения выступил “Атон”. “Выпуск был размещен полностью, с небольшой переподпиской – на 2,3 млн руб.”, – говорит директор департамента рынков капитала “Атона” Рустем Хазипов. По его словам, вчера страховку никто из инвесторов не купил, но у них есть возможность сделать это на всем протяжении обращения бумаг. В качестве дополнительного обеспечения инвесторам была предоставлена возможность застраховать риски дефолта по облигациям в “Росгосстрахе” – компании, совладельцем которой, как и Русь-банка, называет себя Данил Хачатуров. Стоимость страхования составила 0,4% от объема бумаг. Договор предусматривает выплату возмещения в размере нарушенного обязательства.

“Это ненужное усложнение структуры займа. На рынке чем стандартнее, тем лучше и тем меньше издержки на каждую сделку. Зачем разбираться в странных и сложных структурах, когда есть много других возможностей?” – говорит управляющий фондом облигаций UFG Asset Management Максим Тишин. По его мнению, если бы возможности приобрести страховку не было, условия размещения вряд ли бы изменились, но спрос на бумаги Русь-банка мог бы быть меньше. Другой управляющий считает, что одной аффилированности с “Росгосстрахом” уже достаточно, чтобы доходность сложилась на таком уровне, как сейчас: “Если бы банк был независимым, ставка была бы намного выше 10%”. По его словам, страховка рассматривалась скорее как плюс, однако в итоге участвовать в размещении не стали: сочли, что страховка стоит дорого, да еще предоставляется аффилированной компанией, а общая доходность слишком низкая. Начальник управления анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаил Галкин считает, что предложение “Росгосстраха”, подразумевающее оформление дополнительных документов и вызывающее много вопросов, могло даже вызвать у инвесторов негативные эмоции. “Продемонстрировать поддержку Русь-банка РГС мог бы и просто написав комфортное письмо: оно не заставляет принимать на себя никаких обязательств, кроме репутационных, но это обычная практика”, – считает он. Впрочем, директор управления корпоративного страхования ответственности и финансовых рисков “Росгосстраха” Кирилл Малука передал через пресс-службу, что страхование обеспечивает наиболее высокий уровень защиты интересов покупателей облигаций. Но продвигать этот продукт на рынке компания не намерена, поскольку российские эмитенты раскрывают недостаточно информации для качественной оценки их риска. “Я не вижу рынка подобных услуг, потому что это, по сути, не страховой риск, а кредитный”, – сказал гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев.

По словам аналитиков, до сих пор таких случаев на рынке рублевых бондов не было. А вот на международном рынке “Газпром”, например, целиком застраховал риски в двух международных компаниях и получил рейтинг ААА, вспоминают в “Атоне”.

Источник, знакомый с условиями размещения, говорит, что “Росгосстрах” хотел дать поддержку своей родственной структуре. Поручительство использовать было неудобно – с июля вступают в силу новые правила Росстрахнадзора, по которым при получении ссуды или выдачи гарантии по чему-либо у страховой компании аналогичная сумма немедленно вычитается из суммы активов, принимаемых к покрытию страховых резервов.