“Лэнд” вложился в овощи


Сделка “Лэнда” и “Емельяновского”, в результате которой 35% акций агрокомплекса достались оператору “Холидея”, состоялась на минувшей неделе, рассказал “Ведомостям” Алексей Корнаков. Совладелец ИК “Лэнд” Александр Брыкин пояснил, что доля в бизнесе “Емельяновского” была приобретена за счет выкупа акций у нынешних владельцев и допэмиссии. Он отметил, что c предложением о партнерстве к ним обратился Корнаков. Стоимость сделки стороны не раскрывают. Аналитик “Финама” Сергей Фильченков оценил сделку в $1 млн.

По словам Корнакова, стратегический партнер понадобился агрохолдингу, чтобы инвестировать в расширение производства. В 2007–2008 гг. “Емельяновский” планирует потратить около 1 млрд руб. в четырехкратное увеличение посевных площадей (до 8000 га), строительство второй очереди овощехранилищ, цеха по сортировке овощей и завершение реконструкции распределительного центра. По словам Брыкина, инвестиции будут привлекаться совместно партнерами за счет реинвестирования прибыли и займов. Брыкин не исключил и проведения новой допэмиссии акций агрохолдинга.

“На рынке есть дефицит овощной продукции. “Емельяновский” сейчас лидер и по технологии, и по объемам производства, поэтому для нас это интересный актив”, – отмечает Брыкин. Агрохолдинг – единственный в области производитель овощей круглогодичного цикла, а “Холидей” одним из первых начал сотрудничать с “Емельяновским” сразу после его создания в 2002 г. По данным Фильченкова, рентабельность продаж “Емельяновского” росла от 14,2% в 2001 г. до 35,2% в 2004 г., при этом в целом рентабельность рынка растениеводства составляет 14–20%, добавляет он. Рентабельность овощного производства подтверждают и участники рынка. По словам гендиректора тюменской агрофирмы “Кримм” Геннадия Рязанова (производит 42 000 т картофеля), рентабельность этого направления составляет до 60%, а зимой превышает 130%.

Некоторые ритейлеры опасаются монополизации поставок с “Емельяновского” “Холидею”. “Если агрохолдинг сосредоточится на сбыте в сети “Холидей” и перестанет сотрудничать с другими ритейлерами, некоторые его позиции будет нечем заменить”, – говорит директор сети “Быстроном” Тимофей Герасько. Но Брыкин отрицает такую перспективу. “У акционеров “Емельяновского” нет планов монополизировать сбыт только в “Холидее”, эксклюзивных поставок не будет, наша задача – расширить продажи за счет максимального охвата сетей”, – отмечает Брыкин.