“Газпром” не боится Моралеса


21 февраля “Газпром” подписал меморандум о взаимопонимании с Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos (YPFB), сообщила пресс-служба монополии. Соглашение предусматривает сотрудничество в области разведки и разработки месторождений нефти и газа в Боливии, изучение возможности участия в инфраструктурных проектах в этой стране, в том числе по производству сжиженного природного газа. “Совместная работа будет включать проекты по разведке, эксплуатации, транспортировке, продаже, промышленному использованию – абсолютно всё в углеводородном секторе”, – цитирует Reuters начальника департамента внешнеэкономической деятельности Станислава Цыганкова. “Это начало серьезных отношений, которое приведет к значительным инвестициям в Боливию”, – заявил президент YPFB Мануэль Моралес. “Сумма инвестиций пока не определена. Меморандум предполагает ряд совместных проектов, которые еще предстоит проанализировать”, – добавил он. Представитель YPFB Луиса Лимачи заявила “Ведомостям”, что никакие конкретные проекты компании пока не обсуждали. В пресс-службе “Газпрома” от дополнительных комментариев отказались.

Боливия – небезопасный регион для инвесторов. В прошлом году президент страны Эво Моралес объявил о начале национализации нефтегазовых активов. Он подписал декрет, по которому YPFB должна получить 50% плюс 1 акция в шести местных нефтегазовых компаниях. Ранее их полностью или частично контролировали BP, бразильская Petrobras, испанская Repsol, а также местные инвесторы и пенсионные фонды, инвестировавшие в нефтегазовый сектор страны с начала 90-х гг. порядка $4 млрд. А недавно Моралес объявил о национализации завода по производству олова, принадлежащего швейцарской Glencore.

Впрочем, “Газпром” национализация активов в Боливии не пугает. Компания поддерживает шаги Эво Моралеса по усилению контроля над природными ресурсами страны, приводит слова Цыганкова Reuters.

У “Газпрома” уже есть опыт работы в подобных условиях. В 2005 г. “Газпром” подписал меморандум о взаимопонимании с венесуэльской госкомпанией PDVSA, а затем получил лицензии сроком на 30 лет на разведку и разработку газа на блоках Uramaco-1 и Uramaco-2 в Венесуэльском заливе.

“Газпром” стремится стать глобальным энергетическим игроком. Но компанию пускают далеко не во все страны, констатирует аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Он напоминает, что монополия проявляет интерес к строительству южноамериканского газопровода, который соединит Венесуэлу, Бразилию и Аргентину. К газопроводу может присоединиться и Боливия, считает Нестеров. Директор по развитию бизнеса компании Fearnleys Михаил Перфилов отмечает, что интерес “Газпрома” к Латинской Америке может быть связан также с тем, что страны региона стремятся стать более значительными игроками на мировом энергетическом рынке. Левые правительства Венесуэлы, Боливии и Эквадора по политическим причинам пытаются сократить энергетическую зависимость от США и выйти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, говорит Перфилов. Он напоминает, что в прошлом году во время своего визита в Китай венесуэльский лидер Уго Чавес пообещал в течение пяти лет увеличить экспорт нефти в эту страну со 150 000 до 500 000 баррелей в сутки.