Шире клуб


В субботу Владимир Путин своим указом скорректировал порядок формирования Госсовета, позволив включать в него бывших руководителей регионов, “имеющих большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности”. Давать консультации новым госсоветчикам будет специальная вспомогательная комиссия.

Путин мог включать в Госсовет экс-губернаторов, но лишь пробывших на этой должности два и более сроков. Однако воспользовался этим правом лишь однажды, пригласив бывшего главу Тюменской области Леонида Рокецкого. Нововведения позволят расширить эту практику, говорит политолог Дмитрий Бадовский.

Бывшие руководители регионов могут потребоваться в Госсовете как эксперты, полагает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Во многих странах подобные органы возглавляют опытные люди, которые долго прослужили на прежней должности, соглашается Рокецкий.

По словам источника, близкого к администрации президента, решено узаконить механизм, который позволит оставить значимых персон в системе принятия решений. Все говорит о том, что для кого-то из нынешних глав регионов готовят место, считает другой источник, близкий к администрации.

При новом президенте ротация элит может усилиться, а Госсовет как раз и создавался для компромиссов с губернаторами после потери ими статуса сенаторов, отмечает Бадовский. Многие губернаторы после отставки находятся в подвешенном состоянии: в Совет Федерации их не назначают, количество замминистров сократилось, на дипломатическую работу устроиться сложно, поясняет Алексей Макаркин из Центра политтехнологий. Попытка сделать саратовского экс-губернатора Дмитрия Аяцкова послом в Белоруссии провалилась, иркутский губернатор Борис Говорин стал послом в Монголии лишь после долгих месяцев ожидания. Некоторые идут в “Справедливую Россию” – Виктор Степанов (Карелия), Юрий Спиридонов (Коми), Валерий Зубов (Красноярский край), плодятся оппозиционные настроения, отмечает эксперт.

Роль Госсовета возрастет, возможно, туда уйдет Путин после 2008 г., не исключает Бадовский: на базе Госсовета он сможет выполнить ключевую для него роль арбитра между институтами власти и элитами, стать модератором политической системы. Заложенные в положение о Госсовете, но неиспользуемые функции – вроде формирования и оценки бюджетной политики – позволят ему влиять на правительство, а расширенный формат заседаний – с Совбезом – может быть использован для разрешения кризисов. (В подготовке статьи участвовали Алексей Никольский, Анна Николаева, Елена Руднева.)