Стартовые условия


Для Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) назначение Иванова первым вице-премьером принципиально ничего не изменит, уверены профильные чиновники и эксперты. Росатом уже получил санкцию правительства на финансирование атомной промышленности в 674,8 млрд руб. в 2007–2015 гг.

Больше всего новых полномочий подписанное в минувший четверг Фрадковым распределение обязанностей между вице-премьерами добавило Иванову. Он будет курировать развитие промышленности, транспорта, связи, науки и инновационной деятельности (прежде это делал Сергей Нарышкин), экологический, технологический и атомный надзор. Остались у Иванова и прежние функции: контроль за военно-техническим сотрудничеством, оборонным заказом, атомной энергетикой, ракетной промышленностью, мобилизационной подготовкой, экспортный контроль за товарами и услугами военного назначения.

Полномочия Медведева почти не изменились. У него осталось курирование нацпроектов, демографическая и миграционная политика, СМИ, взаимодействие с судами и прокуратурой. Добавилось проведение госполитики в области природопользования и охраны окружающей среды. А задачей обеспечения единого экономического пространства и антимонопольной политикой вместо Медведева займется Александр Жуков.

Полномочия Жукова почти не изменились. От Медведева ему досталась антимонопольная политика, а транспортной политикой пришлось поделиться с Ивановым. Несколько функций, и так выполнявшихся Жуковым, были впервые зафиксированы в распоряжении премьера, например организация законопроектной деятельности. Он по-прежнему занимается макроэкономикой, бюджетной и тарифной политикой, госдолгом.

У Нарышкина несколько вице-премьерских полномочий было уже и по предыдущему распределению обязанностей (ноябрь 2005 г.). Он, как и раньше, будет заниматься административной реформой, развитием туризма и культуры, госполитикой в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Из новых полномочий – курирование внешнеэкономической деятельности, отношений со странами СНГ, таможенно-тарифное регулирование.

Большинство полномочий, связанных с развитием экономики, досталось Иванову, отмечает чиновник в одном из ведомств финансово-экономического блока, до сих пор подобная концентрация функций была у немногих вице-премьеров. 31 декабря 1997 г. тогдашний премьер Виктор Черномырдин отвел своему тогдашнему заместителю Анатолию Чубайсу, в частности, курирование экономических реформ, работы финансовых, налоговых и таможенных органов, вопросы финансового оздоровления и госдолга – самые важные на тот момент.

А в правительстве Евгения Примакова (конец 1998 г. – первая половина 1999 г.) Юрий Маслюков занимался промышленностью, оборонным сектором, внешним долгом и естественными монополиями одновременно.

Возвышение Иванова, по мнению экспертов, приведет к ускорению отраслевых реформ (авиа- и судостроение, оборонпром) и реализации межотраслевых программ (развитие нанотехнологий, так и не получивших статус ФЦП, коммерциализация технологий двойного назначения). Бюджетное финансирование этих программ наверняка будет расти опережающими темпами, уверен чиновник Минобороны.

Назначение Иванова куратором инновационных проектов будет способствовать ускоренной реализации программы развития нанотехнологий, уверен министр науки и образования Андрей Фурсенко. Он считает, что главное – не увеличение ассигнований, а налаживание четкой координации между организациями, ответственными за выполнение программ: Иванов понимает организационные проблемы, существующие в инновационной деятельности, и способен организовать работу.

Развитие инновационной экономики – не столь громкая программа, как нацпроекты, говорит Евгений Погребняк из Института комплексных стратегических исследований, но теперь государство будет активнее в их продвижении.

Если Иванов будет инициировать поддержку технологических разработок с высоким потенциалом коммерциализации, его деятельность будет успешной, а если же поддерживаться будет “все подряд”, то нет, полагает Юрий Симачев из Межведомственного центра аналитических исследований: главное – создать межотраслевые организационные механизмы, помогающие развитию био- и других технологий.

Минпромэнерго и Роспром не будут подведомственны Иванову, сообщает чиновник Минобороны и продолжает: если он будет курировать только “технологические” ФЦП, то лишь дележ полномочий может занять несколько месяцев и до выборов ощутимого результата от этой реформы не будет. Реформирование ВПК, его превращение в источник инноваций для всей экономики – крайне сложная задача и, если у Иванова не получится, он рискует стать мальчиком для битья, сожалеет эксперт лаборатории военной экономики ИЭПП Василий Зацепин.

“Хочется надеяться, что государство сделает ставку на развитие инноваций за счет стимулирования частного сектора, а не [только] путем создания госхолдингов”, – говорит Погребняк.

Как сложатся отношения Иванова с одним из его новых подопечных – министром связи Леонидом Рейманом, эксперты прогнозировать не берутся. Раньше вопросы связи в правительстве курировал Нарышкин, а цифровое телевидение и почту – Медведев. Иванов и Рейман пересекались лишь в разработке плана конверсии радиочастотного спектра, говорит профильный чиновник. Год назад они инициировали включение армии в ФЦП “Электронная Россия”, и сейчас у чиновников хорошие отношения.

Медведев будет курировать природопользование, одновременно возглавляя совет директоров “Газпрома”. “Это возмутительная ситуация, когда председатель совета директоров газовой монополии возглавляет регулирование того же рынка, – говорит сотрудник нефтяной компании, попросивший об анонимности. – У “Газпрома” и так неограниченное количество преференций, а теперь его административные возможности становятся безграничными”.

У Медведева репутация либерального политика и сторонника прозрачных правил для компаний, но прогнозировать его политику в отношении контроля за выполнением нефтегазовых лицензий начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский не решился.

А замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь новому начальнику рад: “Если Дмитрий Анатольевич этим займется, будет только польза”.

Близкий к Минприроды источник считает, что передача этих вопросов Медведеву ничего не изменит.

Авиатранспорт Иванов начал курировать еще в 2006 г. После двух авиакатастроф (“Сибири” в Иркутске и “Пулково” под Донецком) Фрадков поручил Иванову повысить безопасность авиаперевозок. Именно Иванов, по словам нескольких чиновников Минтранса, настаивал на кадровых перестановках в Ространснадзоре и Росавиации – в отставку ушел глава Ространснадзора Валерий Салеев.

Как скажется кураторство Иванова на реформе РЖД и деятельности морского транспорта, профильные чиновники пока прогнозировать не берутся. Раньше РЖД курировал вице-премьер Александр Жуков, возглавляющий совет директоров госкомпании. В РЖД кандидатуру Иванова одобряют и ждут, что все решения по реформе как минимум не будут приниматься медленнее, чем раньше, говорит один из менеджеров госмонополии.

Электоральный рейтинг Иванова быстро приближается к рейтингу Медведева, выяснили социологи “Левада-центра”, опросив 16–20 февраля 1600 россиян. Медведеву на выборах в ближайшее воскресенье отдали бы голоса 19% респондентов (в декабре – 16%, в январе – 17%), а Иванову – 16% (8% и 11% соответственно). Среди тех, кто точно будет участвовать в выборах и уже определился в отличие от президента Владимира Путина в электоральных привязанностях, Медведева предпочитают 32%, а Иванова – 27%. Способными и инициативными людьми, думающими прежде всего о проблемах страны, Иванова и Медведева считают 22% опрошенных – впереди только Путин с 65% и чрезвычайный министр Сергей Шойгу с 23%.

(В подготовке статьи участвовали Алексей Никольский, Светлана Витковская, Ирина Малкова, Василий Кашин, Елена Мазнева, Вера Сурженко, Екатерина Дербилова.)