Обойдемся без гаишников


Упростить автогражданку для водителей чиновники решили почти два года назад. В июле 2005 г. на посвященном проблемам ОСАГО заседании правительства Минфину было поручено разработать поправки в закон об ОСАГО. Главных изменений, с точки зрения водителей, вышло два: во-первых, прямое урегулирование убытков,

т. е. потерпевший в ДТП сможет обращаться за возмещением не в компанию виновника, как сейчас, а в свою (где он купил полис ОСАГО). Во-вторых, гаишников на место аварии нужно будет вызывать не всегда.

Такой порядок действует в большинстве европейских стран. Полиция выезжает на место, только если в аварии пострадали люди. В остальных случаях водители заполняют на месте извещение о ДТП (так называемый европротокол) и каждый отправляет экземпляр в свою cтраховую компанию. Затем страховщики самостоятельно определяют виновность каждого из участников ДТП на основании информации, содержащейся в извещении, свидетельских показаний и типовых схем ДТП.

Законопроект Минфина попал в правительство лишь в апреле 2006 г., не устроил администрацию президента и был отправлен на доработку. Теперь он внесен в правительство повторно, заявила вчера замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. Она не уточнила “Ведомостям”, что именно пришлось поменять Минфину, отметив, что корректировки “носили технический характер и были направлены в сторону увеличения страховых сумм и выплат, чтобы защитить права потерпевших”.

Поправки Минфина есть в распоряжении “Ведомостей”. Максимальные выплаты при причинении вреда жизни и здоровью, составляющие сегодня 240 000 руб. на всех потерпевших, вырастут до 160 000 руб. на каждого. Максимальная сумма ущерба, который может быть возмещен по упрощенному порядку, – 25 000 руб., в остальных случаях, даже если никто не пострадал, все-таки придется вызывать гаишника. Срок осуществления выплат страховщиками увеличивается до 30 дней (сейчас – 15). “Реальные сроки выплат гораздо выше”, – объясняет Балакирева. Также, продолжает она, предлагается ввести неустойку за задержку выплат: 1/75 ставки рефинансирования ЦБ, на сегодня это составляет 0,14% от размера возмещения за каждый день просрочки. Балакирева надеется, что поправки будут рассмотрены правительством и направлены в Думу этой весной.

Прямое урегулирование убытков вводится с 1 июля 2008 г., упрощенный порядок оформления ДТП – с 1 декабря 2008 г. Предлагаемые Минфином сроки очень сжатые, считает руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. Введение прямого урегулирования потребует выстраивания системы взаиморасчетов между страховщиками и решения вопросов с налогообложением. Внедрение европротокола – задача более сложная, продолжает Антипов. Протокол – это около 50 типовых схем ДТП, каждая из которых дает понять, кто из водителей виновен в конкретной ситуации. “Но что делать, если участники ДТП не согласны с этим?” – спрашивает страховщик. Будут сложности, особенно технические, согласен гендиректор “Национальной страховой группы” Евгений Павленко. “Можно прогнозировать, что сроки вступления поправок в силу будут перенесены на полгода-год”, – говорит замгендиректора “Энергогаранта” Антон Легчилин. Расходы страховщиков, по его мнению, вырастут и потребуется увеличить или тарифы, или поправочные коэффициенты к ним. Впрочем, и Антипов, и Павленко, и Легчилин поправки поддерживают. Если ничего не делать, ничего не изменится и через 10 лет, Минфин надо поддержать, говорит Антипов.