Посылка из Шанхая

М. Стулов

Как обычно, при резких колебаниях больше других пострадали развивающиеся рынки. Индекс РТС упал на 3,28%, корейский Kospi – на 1,05%, турецкий ISE National 100 – на 4,5%. Российский рынок, который накануне обновил исторический максимум, резко сдал позиции. В понедельник индекс РТС поднялся до 1968,99 пункта, а вчера рухнул до 1906,08 – ниже последнего торгового дня прошлого года, когда индекс составил 1921,92 пункта. “Поводом к началу падения послужили события в Китае, – уверен вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. – Впрочем, ситуация на нашем рынке не столько обеспокоила глобальных инвесторов, сколько стала поводом для продаж. Тем более что и российский рынок, и многие другие достигли максимумов, а значит, пришло время фиксировать прибыль”. В середине торговой сессии подвела и цена на нефть, которая опустилась ниже $61 за баррель, что добавило импульса продажам, отмечает Дмитрий Савченко, аналитик ИК “Брокеркредитсервис”.

Эффект домино

Очагом распространения эпидемии стал Китай: индекс Shanghai Composite упал на 8,8% до 2771,79 пункта. Это самое масштабное дневное падение индекса с февраля 1997 г.; из 835 входящих в него акций вчера выросли лишь 33, причем более половины акций подешевели не менее чем на 10%, что составляет предел дневного изменения цены по китайским правилам биржевой торговли. Непосредственным толчком к обвалу в Китае стали слухи о том, что правительство может принять меры по ограничению спекулятивной деятельности на фондовом рынке. В 2006 г. Shanghai Composite вырос на 130%, а в этом году прибавил еще 13,4% и в понедельник впервые превысил уровень 3000 пунктов.

Взлет котировок спровоцировал фондовую лихорадку среди населения. Китайцы стали закладывать жилье и брать кредиты, чтобы купить акции. В январе они открывали по 90 000 брокерских счетов в день – в 35 раз больше, чем годом ранее. А в понедельник управляющая компания CCB-Principal Fund Management за несколько часов собрала в новый паевой фонд 10 млрд юаней ($1,29 млрд). По словам участников рынка, профессиональные инвесторы решили не дожидаться, пока власти окатят рынок холодным душем, и зафиксировать прибыль. “Институциональные инвесторы разом стали осторожны и принялись продавать акции, в которые у них было вложено много денег”, – говорит Чжу Хайбин, аналитик Everbright Securities.

Волна продаж покатилась из Китая по всему миру. Индекс европейских акций Dow Jones Stoxx 600 упал на 3%, что стало самым глубоким падением с июня 2006 г., когда на мировых рынках шла масштабная коррекция. Британский FTSE 100 снизился на 2,3%. Все 18 западноевропейских рынков, многие из которых накануне достигли шестилетнего максимума, вчера закрылись в минусе. Американский Dow Jones к середине дня снизился на 1,6%. Швейцарский франк, который традиционно считается тихой гаванью в неспокойные времена, вырос на 0,7% до 1,222 франка/$. “Это [обвал в Китае] одно из тех событий, что удивляет и шокирует многих инвесторов. Они быстро переоценивают ситуацию, что провоцирует стремительный переход из рискованных активов в деньги”, – говорит Дэвид Фуллер, директор Stockcube Research и издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney.

Семена страха упали на подготовленную почву: к осторожности призвал инвесторов еще в понедельник бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн. В последние месяцы 2007 г. в экономике США может начаться рецессия, заявил он, выступая на конференции. Предыдущая была в 2001 г., а затем последовал цикл роста деловой активности, который сейчас завершается. Выступление Гринспэна спровоцировало снижение индекса DJ в понедельник на 0,1% до 12632,26 пункта. Гринспэн также недоволен самоуспокоенностью инвесторов. Это же беспокоит и Марка Фабера, возглавляющего гонконгскую инвесткомпанию своего имени и известного тем, что он предсказал крах на фондовом рынке США в октябре 1987 г. и финансовый кризис в Азии в 1997 г. Все фондовые рынки “перекуплены и неустойчивы”, заявил он вчера в интервью Bloomberg.

Россия не исключение

Прогноз для рынка нефти и нефтегазовых компаний в этом году нельзя назвать оптимистичным, поэтому российскому рынку, если его измерять индексом РТС, в этом году будет тяжело расти, говорит начальник аналитического подразделения “Атона” Стивен Дашевский. “Однако у компаний в других секторах очень хорошие перспективы, и они уже сильно выросли: акции энергетических компаний – на 20–30%, Сбербанка – на 10%, металлургических и горнодобывающих, а также потребительских компаний – на 15–20%, – говорит он. – Время, когда можно было инвестировать “просто в Россию”, ушло. Сейчас важно понимать динамику отдельных секторов”.

Эффект толпы

Вчерашнее падение может быть началом краткосрочной или даже среднесрочной коррекции на фондовых рынках, хотя она и не будет столь резкой и глубокой, как падение в мае – июне 2006 г., считает Фуллер. Агрессивная антиинфляционная риторика центробанков и повышение ими процентных ставок – факторы, спровоцировавшие ту масштабную коррекцию, когда S&P 500 упал на 7,7%, DJ Stoxx 600 – на 12,27%, MSCI Emerging Markets – на 24,51%, а РТС – на 29,24%, сегодня отсутствуют. “Однако эффект домино может привести к временной распродаже в тех классах активов, которые до сих пор показывали высокий рост, – говорит Фуллер. – Поэтому утром, еще в пижаме, я в целях предосторожности закрыл практически все позиции, открытые на заемные средства, в частности на металлы, акции горнодобывающих и металлургических компаний, индекс Nikkei”.

“Горнодобывающие” акции в индексе DJ Stoxx 600 еще в понедельник достигли рекордного уровня – растущий спрос на металлы в Китае и Индии должен обеспечить долгосрочный рост прибылей этих компаний, считают инвесторы. Вчера компании этого сектора были в лидерах падения. Акции китайской Baoshan Iron & Steel упали на 10%, BHP Billiton – на 6,2%, Rio Tinto – на 4,8%, “Норильского никеля” – на 4,71% в РТС. Большие потери понесли и акции банков, работающих на развивающихся рынках. Акции крупнейшего банка Китая – Industrial & Commercial Bank of China упали на 8%, австрийского Raiffeisen International – на 8,7%, Сбербанка – на 4,01% на ММВБ.

Однако фундаментально ни на китайском, ни на других рынках ничего не изменилось, полагает Самуэль Убадья, старший инвестиционный управляющий подразделения развивающихся рынков ING Investment Management. “Непонятно, почему из-за падения акций в Китае должны падать российские бумаги. Это все эффект толпы. Если акции на развивающихся рынках были привлекательными в начале дня [вторника], к концу дня они стали еще более привлекательными”, – говорит Убадья. “Повторение событий 1997–1998 гг. ни России, ни другим развивающимся странам не грозит, поскольку основные экономические индикаторы опасения не вызывают, – уверен Суверов. – Уже вскоре падение сменится ростом”.

Марк Фабер, однако, более осторожен: он сейчас не готов вкладывать деньги в развивающиеся рынки. “Сейчас время избавляться от акций во время роста, а не покупать их при падении”, – полагает он. А вот Фуллер, закрыв спекулятивные позиции, не намерен сокращать свои долгосрочные инвестиции – в развивающиеся рынки (прежде всего Индию и Китай) и сырье (драгоценные и цветные металлы). По мнению Фуллера, оба класса активов находятся в фазе многолетнего “бычьего” рынка.