Герой Достоевского


Я смерти не хотел ее. Я только поднял пистолет, а злобная старуха вдруг упала», – удивленно поет в опере «Пиковая дама» Герман, один из любимых персонажей тенора Владимира Галузина. Эту фразу можно расценить и как описание искусства самого певца. Добрый, симпатичный, с открытым и мужественным лицом, Галузин способен воздействовать на публику с поистине убийственным эффектом. Очевидно, в его актерской природе кроется двойственность, и спутниками открытой душевности становятся некие подспудные темные силы.

Если бы по романам Достоевского было написано много опер, то в них стоило бы как раз занимать Владимира Галузина. Но опер по Достоевскому почти нет, а та, что есть – «Игрок» Прокофьева, – содержит его коронную партию.

Когда в Мариинский театр пришел Валерий Гергиев, его опорой были несколько молодых певцов, благодаря которым в 90-е годы Мариинка совершила такой беспрецедентный рывок к мировой славе. На первых теноровых ролях у Гергиева всегда значился Владимир Галузин – истеричный Алексей в «Игроке», зомбированный Герман в «Пиковой даме», снедаемый честолюбием Гришка Самозванец в «Борисе Годунове», помраченный Отелло и одержимый мечтами о заповедных торговых путях Садко.

Сегодня Галузин называется солистом Мариинского театра лишь из уважения к традиции. Изредка он там действительно выступает, но в основном поет на известных мировых сценах. Он тянет самый обременительный для голоса репертуар драматического тенора и каждый раз выкладывается на сто процентов. Обратная сторона такой практики – накопление штампов, чья короста была слегка заметна, например, пару лет назад, когда Галузин пел «Пиковую даму» в Москве, на сцене Зала им. Чайковского.

Ныне Галузин приглашен выступить на той же самой сцене с программой из убойных теноровых арий. В ассортименте «Прости, небесное создание» – мольба Германа из «Пиковой», ариозо Канио «Смейся, паяц» из оперы Леонкавалло, где в начале принято сардонически хохотать, а в конце заходиться в рыданиях, предсмертная ария Каварадосси из «Тоски» Пуччини, его же мучимый страстью Де Грие из «Манон Леско» и – в виде исключения – светлая ария Калафа из «Турандот», ставшая футбольным гимном.

Партнерша Галузина – воплощение контраста: молодая певица Анна Самуил, чья международная карьера началась не так давно. Анна – сама нежность и целомудрие, ее голос чист и обаятелен. Пара Галузин – Самуил словно создана для того, чтобы спеть дуэт Отелло и Дездемоны из оперы Верди. В одиночку Анна Самуил споет арию Виолетты из «Травиаты» Верди и «Русалку» Дворжака.

Обещана также хоровая капелла им. Юрлова, которая изобразит цыган (хор из «Трубадура» Верди). А ощущение театра на концертных подмостках, как всегда, усилится благодаря маэстро: дирижировать симфоническим оркестром «Новая Россия» будет Теодор Курентзис.

14 марта, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 699 39 57