Лувр назвал свою цену


Сделка между Лувром и Арабскими Эмиратами – самое громкое мировое музейное событие с начала этого года. После того как о ней стало публично известно, многие французские культурные деятели отозвались о “торговле национальным достоянием” крайне резко. А письмо протеста “Музеи не продаются” на имя президента Франции Жака Ширака, опубликованное в Интернете в феврале, подписали около 5000 человек. Но директор Лувра Анри Луаретт назвал подписантов ретроградами, представители Дирекции музеев Франции уверили, что все полученные деньги пойдут на развитие государственных музеев страны, и соглашение было подписано. Кроме имени Лувр вместе с другими музеями Франции будет в течение 20 лет предоставлять своему филиалу в Абу-Даби экспонаты для выставок и в общей сложности получит за все эти услуги 1 млрд евро. Арабская сторона к тому же оставила за собой право от некоторых экспонатов отказываться, видимо, речь идет о произведениях на религиозную тему и запретной в исламских странах обнаженной натуре.

Арабский “Лувр” планируют открыть в 2012 г. на острове Saadiyat (в переводе – остров Счастья), где на площади в 24 кв. км должен быть построен культурный комплекс из четырех музеев и киноконцертного центра. Комплекс обещает быть большим архитектурным аттракционом. Над киноцентром (пять театров, опера и несколько больших киноконцертных залов) работает Заха Хадид, в прошлом – бескомпромиссная радикалка, а сегодня – один из самых востребованных в мире архитекторов. Филиал нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма проектирует мастер “взрывной” архитектуры американец Френк Гери. Морской музей – группа японских архитекторов. Облик Национального музея шейха Zayed пока только определяется, а за филиал Лувра возьмется вечно модный француз Жан Нувель. Планировалось, что он должен построить в Абу-Даби копию парижского музея, но вряд ли амбициозный Нувель, всегда старающийся быть впереди архитектурного прогресса, согласится только на воспроизведение исторического здания.

Сделка Лувра с Арабскими Эмиратами – событие экстраординарное, возможно, поворотное в международной культурной политике. Многие музеи уже открыли или намерены открыть свои филиалы в разных странах. Первым начал множить по свету “дочек” нью-йоркский Музей Гуггенхайма (у него филиалы в Берлине, Венеции, Лас-Вегасе и Бильбао). За что директор музея Томас Кренц 10 лет порицаем музейной общественностью, считающей, что “тактика Макдоналдса” к культуре неприменима. Через три года Центр Помпиду планирует открыть свой филиал в Шанхае, и это тоже вызывает во Франции неоднозначную реакцию. Но национальный музей уровня Лувра еще никогда не продавал свое имя и никогда не заключал такие долгосрочные сделки на такие большие суммы. Музейная политика всегда ориентировалась на культурный обмен, правила которого отличны от законов рынка. Лувр эти правила изменил.