Непобедимый инсайд


По данным FSA, опубликованным на прошлой неделе, в 2005 г. в 23,7% случаев перед объявлениями о слияниях и поглощениях резко менялись котировки, что, как полагает регулятор, могло быть признаком инсайдерской торговли. Хотя это меньше пика в 2004 г., когда показатель достиг 32,4%, о тенденции к снижению говорить не приходится: в 2000 г. он составлял 24%.

В США, где подобная статистика не ведется, власти тоже настораживает инсайдерская торговля. В 2006 г. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) сообщала регуляторам о подозрительных сделках, которые могли стать предметом разбирательства, в два раза чаще, чем в 2004 г.

Сделки с участием британских корпораций – лишь капля в море глобального рынка слияний и поглощений. По данным Thomson Financial, в 2005 г. их объем составил $294 млрд, или 11% от общего объема – $2,7 трлн. В 2006 г., когда было объявлено о сделках на $3,5 трлн, доля Великобритании была примерно такой же. “Подозреваю, что в США ситуация еще хуже, чем в Великобритании, – говорит профессор права Бостонского университета Тамар Фрэнкел, – чем больше слияний и поглощений, тем больше инсайдерской торговли”.

Борьба с инсайдом на фондовом рынке давно стала для американских властей рутиной. Только на прошлой неделе были арестованы 13 человек, торговавших на инсайде из UBS и Morgan Stanley. А в прошлую пятницу Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) заморозила $5,4 млн выручки неназванных трейдеров от подозрительных сделок – они были совершены накануне объявления о том, что несколько фондов прямых инвестиций покупают коммунальную компанию TXU (общая сумма сделки – $45 млрд). FSA, напротив, до сих пор наказало за манипулирование рынком всего одну финансовую компанию – хедж-фонд GLG Partners и его управляющего Филиппа Джейбера.

Но, судя по всему, ситуация начала меняться. Не только в США, но и во многих других странах борьба с инсайдом ужесточается. FSA разрабатывает новую мониторинговую систему “Sabre 2” и изучает, как именно информация о сделках передается между банками, юридическими фирмами, консультантами по пиару и т. д. Американские регуляторы создают базу данных, в которой будет собрана информация о хедж-фондах и их инвесторах, имеющих связи с публичными компаниями.

Участники рынка полагают, что FSA должно относиться к инсайду гораздо строже. “Для Лондона как ведущего международного финансового центра жизненно важно сохранить репутацию и не превратиться в клуб, где немногие избранные проворачивают хорошие сделки, а все остальные терпят убытки”, – говорит директор Seven Investment Management Джастин Стьюарт.

Индивидуальных инвесторов статистика FSA тревожит, но не удивляет. “Частные акционеры всегда терзаются подозрениями, что финансовые компании получают инсайдерскую информацию раньше, чем они”, – отмечает директор Ассоциации британских акционеров Роджер Лосон. Он сетует, что в Великобритании регулирование не столь строгое, как в США. “SEC гораздо жестче, а в Великобритании, похоже, в порядке вещей, когда инвесторы и аналитики получают информацию из компании самым неформальным образом”, – констатирует он. (FT, 8.03.2007, Татьяна Бочкарева)