Сложный партнер


Накануне праздника премьер Михаил Фрадков навестил Узбекистан – единственную страну СНГ, которая экспортирует в Россию больше товаров, чем покупает (в 2006 г. – на $202 млн). Торговый оборот с Узбекистаном с 2002 г. увеличился вчетверо, достигнув $2,3 млрд, но импорт в Россию растет вдвое быстрее, чем экспорт. Так происходит потому, что Россия не поставляет туда нефть и газ, а наоборот, их покупает, объясняет сотрудник торгпредства в Узбекистане. Кроме того, в прошлом году россияне купили 67 000 автомобилей Daewoo. В Россию продается 86% овощей и фруктов, экспортируемых из Узбекистана.

Российские власти хотели бы переломить тенденцию, но добиться цели будет непросто. Тот же завод “УзДЭУ”, который в прошлом году произвел 110 000 машин, в 2007 г. собирается собрать 170 000. К тому же у российских экспортеров есть проблема с конвертацией выручки, рассказывает сотрудник торгпредства: они поставляют товары, стоимость которых номинирована в долларах, узбекским партнерам, и те кладут соответствующую сумму на блоксчет в местных банках, где выручка зависает на месяцы. В узбекском законодательстве нет четких сроков, а по российскому, наоборот, компания в течение 90 дней должна закрыть контракт. Например, дилер “Восток-Лады” никак не может получить свои $3,5 млн, рассказывает сотрудник торгпредства.

Это не единственная претензия российской стороны. Узбекистан должен нам $700 млн еще с 1990-х гг., когда российский ЦБ предоставлял кредиты на оплату российских товаров, говорит замминистра финансов Сергей Сторчак. По его словам, с 1998 г. узбеки не исполняют условия соглашения.

Страны спорят и о стоимости самолетов Ил-76. У России заключен контракт с Китаем на сумму в $1 млрд по строительству этих самолетов на мощностях Ташкентского авиационного производственного объединения. Но узбеки объявили об увеличении стоимости самолетов по сравнению с первоначальной сметой. По словам руководителя Роспрома Бориса Алешина, возможно, в покрытии издержек придется поучаствовать правительству Узбекистана, а сроки поставок в Китай будут сдвинуты. Кстати, на переговорах обсуждалась возможность вхождения Ташкентского авиационного производственного объединения в Объединенную авиастроительную корпорацию, но это “вопрос острый и непростой”, поскольку придется дать гарантии, что будут заказы, объяснил Фрадков. Зато стороны договорились о создании СП “УзРосАвиа”, которое на первом этапе будет работать на базе узбекского Черчикского авиационного ремонтно-механического завода и займется ремонтом вертолетов Ми-8 и Ми-24.

Узбекским чиновникам было что ответить российской делегации. Они недовольны тем, как “Газпром” выполняет свои обязательства по разведке газа. В одном из проектов он вложил только $30 млн вместо обещанных $300 млн. Задержка связана с тем, что “Газпром” получил лицензию на свою деятельность только в декабре прошлого года и в январе уже начал работу, объяснил замминистра экономразвития Андрей Шаронов.

Был только один вопрос, по которому у России и Узбекистана не было разногласий. До мая они подпишут три соглашения о мигрантах – об их реадмиссии, защите прав и борьбе с незаконной миграцией. Соглашения предполагают открытие представительств миграционных служб в обеих странах для обмена информацией. По словам руководителя Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, в России зарегистрировано 102 658 узбеков, но, по неофициальным данным, их работает 1–1,5 млн человек (Узбекистан – самая населенная страна в Центральной Азии, в ней живет 24 млн человек). Если в принимающей стране будет пойман нелегал, то расходы по его возвращению должна будет взять на себя страна, откуда он приехал.