День выбора


По данным облизбиркома на 20.00 местного времени, явка избирателей составила 38,6%, наиболее активными оказались жители Тольятти.

Явка избирателей в середине дня составила по Самарской области 14,76%, отдельно по Самаре – 9,69%, по Тольятти – 13,57%. По данным облизбиркома на 20.00 местного времени, она составила 38,6%. На основании сводных данных экзитполов, “Единая Россия” сразу вырвалась вперед, а основное соперничество за второе место развернулось между КПРФ и “Справедливой Россией”. Так, в середине дня партия власти, по предварительным данным опросов, набрала более 30%, КПРФ – около 20%, “Справедливая Россия” – около 15%, затем в порядке убывания следовали “Зеленые”, ЛДПР, СПС и “Патриоты России” – менее 1%. К вечеру (18.00 по местному времени) “эсерам” удалось обойти коммунистов. По данным президента Фонда социальных исследований Владимира Звоновского на 22.00 местного времени, “Единая Россия” получила 38% голосов, “Справедливая Россия” – 16%, КПРФ – 15%, “Зеленые” – 9%, СПС – 7%, “Патриоты России” – 2%.

Вчерашний день голосования в Самаре был отмечен скандальным демаршем представителей НБП. На избирательном участке, где должен был голосовать губернатор Самарской области Константин Титов, несколько подростков с флагами НБП приковали себя наручниками у входа в участок, зажгли флайеры и требовали зарегистрировать НБП на выборах. Одна из участниц акции, воспользовавшись суматохой, перевернула избирательные урны для голосования. Все участники демарша арестованы – им, по мнению самарской прокуратуры, грозит до двух лет лишения свободы условно.

В Тольятти голосование сопровождалось провокациями телефонных террористов. В первой половине дня в милицию поступило сразу два звонка о минировании школ № 36 в Автозаводском и № 20 в Центральном районах города, в которых расположены избирательные участки. На некоторое время процесс голосования был прекращен, пока работали спецслужбы, люди были эвакуированы из зданий. По данным МЧС, в обоих случаях тревога оказалась ложной и в течение всего дня МЧС ожидало повторения подобных вызовов.

В ходе всей избирательной кампании на телевидении преобладали сюжеты о деятельности ЕР, в которых под видом новостей населению подавались те или иные достижения партии власти. “Эсеры” инициировали “вопросы граждан власти”. Ролики “зеленых”, по мнению политолога Дмитрия Копалиани, были совсем не похожи на их плакаты – ни капли юмора, одно нагнетание негатива. Остальные партии вообще использовали технологии прошлого века – стоп-картинки с бравурными мелодиями. Особенно отличилась ЛДПР, заимствовавшая саундтрек к “Пиратам Карибского моря”.

По наблюдениям экспертов, на улицах вели агитацию в основном “медведи”, “зеленые” и “патриоты”, остальные были совсем не заметны. Впрочем, все стоявшие, по мнению наблюдателей, были на одно лицо – студенты в отличавшихся только цветом жилетках. И вся их работа состояла в предложении прохожим рекламных буклетов. Такими же шаблонными, по оценке Копалиани, были и пикеты. Срыванием вражеских плакатов и листовок занимались в основном конкуренты, а во дворах выступали депутаты-одномандатники, говорит самарский политтехнолог Василий Сущенок.

Полевые структуры партий также большей частью бездействовали или даже не были сформированы, считает Сущенок. Это, по его мнению, объясняется отсутствием устоявшихся связей в структурах новой горадминистрации Самары и районов, а также разбродом во внутрипартийных рядах единороссов, потрясенных изменой московского руководства, не утвердившего их кандидата спикера губдумы последнего созыва Виктора Сазонова, а поддержавшего “вечного врага” экс-мэра Самары Георгия Лиманского. Кроме того, говорит Сущенок, партийные пиарщики посчитали, что голос легче купить напрямую, чем сагитировать.

Зампредседателя самарского облизбиркома Николай Рогожин отмечает, что по количеству жалоб эти выборы опережают все предыдущие, правда, большинство из заявлений не касается серьезных нарушений избирательного законодательства и преследует цель досадить политическим конкурентам.