Пугливые миллиарды


“Коррекция на фондовых рынках не стала чем-то удивительным, в последние годы коррекция в первом полугодии превратилась в привычное явление, – говорит Брэд Дерхам, управляющий директор EPFR. – Удивительна скорость падения. Похоже, многие инвесторы ожидали коррекции и, когда просел китайский рынок, стали быстро фиксировать прибыль, так что нынешнее падение выглядит несколько чрезмерным”. Никаких фундаментальных причин для тотальной мировой распродажи не было, инвесторы отреагировали на неожиданное падение индекса в Китае, уверен управляющий фондами Kazimir Partners Дмитрий Крюков. Это закон: на падающем рынке люди продают акции, а на растущем – покупают, рассуждает он. Инвесторы почуяли запах страха, а у него глаза велики, соглашается стратег Альфа-банка Эрик Депой. Не надо даже искать фундаментальные поводы, продолжает он, в такой ситуации люди сначала действуют, а только потом думают, и не важно, Китай это или другая страна.

Две последние недели мировые рынки штормило. Буря пришла из Китая – начало кризиса на всех фондовых площадках спровоцировало падение китайского индекса Shanghai Composite почти на 9% за один день, 27 февраля. Паника длилась несколько дней: российский рынок, например, за пять дней коррекции упал на 11,8%, рухнув с исторического максимума в 1970 пунктов. За неделю с 28 февраля по 7 марта, по данным EPFR, только из азиатских фондов “утекли” $4,1 млрд. А отток из всех фондов акций развивающихся стран составил $8,9 млрд (2,7% всех активов); это рекордный показатель с 2000 г., когда EPFR начала собирать понедельные данные. Например, за неделю с 18 по 24 мая 2006 г., во время глубокой коррекции мировых рынков в связи с ужесточением денежной политики ведущими центробанками, нетто-отток из фондов акций развивающихся рынков составил $5 млрд. Прошлая неделя оказалась худшей и для многих категорий фондов развивающихся рынков: фонды, специализирующиеся на акциях Индии, Сингапура и стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), потеряли рекордное количество денег за то время, что EPFR отслеживает их деятельность (например, фонды BRIC стоят “на учете” с осени 2005 г.).

“Мы знали, что эта цифра [$8,9 млрд] будет ужасающей”, – отмечают аналитики Citigroup. Они также обращают внимание на нетто-отток со всех развивающихся рынков – $2,7 млрд с начала года. Положительное сальдо зафиксировано лишь на азиатских рынках, с января нетто-приток в них составил $517 млн.

Из фондов России и стран СНГ инвесторы забрали за неделю $225 млн, рассказывает Депой. Сейчас обстановка на глобальных рынках достаточно спокойная, хотя инвесторы и нервничают, держа в уме китайские события, говорит Крюков.

Акции в России продавали в основном розничные инвесторы, поэтому говорить о глубокой коррекции не стоит, убежден вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. Рынок перегрелся и игрокам просто необходимо было выпустить пар, после чего фондовые индексы стали расти, говорит Депой.

Мировые рынки растут уже несколько лет, поэтому надо быть готовыми к высокой волатильности и временным спадам, предупреждает Суверов. А отток обязательно сменится притоком – и в фонды России и СНГ, и в фонды BRIC, уверяют оба эксперта. А тихой гаванью для игроков, желающих инвестировать в Россию, могут стать акции компаний телекоммуникационного и потребительского секторов, отмечает Суверов. Они сильнее других отражают текущую макроэкономическую ситуацию в России, а она по-прежнему благоприятна. Кроме того, продолжает Суверов, такие акции меньше зависят от колебаний цен на энергоресурсы.

Российский рынок в пятницу вырос – индекс РТС прибавил 2,35%, закрывшись на отметке 1808,65 пункта. По словам портфельного управляющего UFG Asset Management Светланы Ле Галль, одним из факторов, повлиявших на рост, стали опубликованные статистические данные по экономике США. Число рабочих мест выросло на 97 000, что совпало с ожиданиями аналитиков, и это положительно отразилось на котировках акций как на мировых рынках, так и в России, резюмирует Ле Галль.