“Ростелеком” на двоих


Вчера “Ростелеком” объявил, что на 11 мест в его совете директоров акционеры предложили 19 кандидатов. Из них 11 претендентов выдвинул “Связьинвест”, четырех – инвестбанк “КИТ Финанс” и еще четырех – ЗАО “Лидер”, управляющее пенсионными деньгами “Газпрома”. В прошлом году “Лидер” скупил в интересах неназванных клиентов миноритарные пакеты акций во всех межрегиональных компаниях “Связьинвеста”. По словам участников рынка, акции для “Лидера” скупал “КИТ Финанс”, который также аккумулировал около 25% голосующих акций “Ростелекома”.

Представитель “КИТ Финанса” – замгендиректора этого инвестбанка Владимир Бобин – появился в совете “Ростелекома” еще в прошлом году. Тогда он оказался единственным кандидатом от “КИТ Финанса” и получил поддержку 12% акционеров. “За год мы детально погрузились в работу компании, стали больше понимать ее перспективы и лучше видеть необходимые изменения”, – передал вчера “Ведомостям” управляющий директор “КИТ Финанса” Дмитрий Геркусов.

Представители “КИТ Финанса” и “Лидера” не берутся прогнозировать, сколько кресел их компании могут занять в совете “Ростелекома”. По мнению содиректора аналитического отдела Deutsche UFG Алексея Яковицкого, совместно они способны провести в совет трех-четырех представителей. В результате совет будет поделен между представителями “Связьинвеста” и “КИТ Финанса”, что Яковицкий считает не лучшей новостью для прочих миноритарных акционеров “Ростелекома”. Директора от “КИТ Финанса” лишь отчасти будут выражать интересы миноритариев, опасается он: судя по тому, что эта компания была готова переплачивать в разы за акции “Ростелекома”, у нее явно есть некий собственный план в отношении оператора.

Активность “КИТ Финанса” в “Ростелекоме” возрастет при увеличении количества представителей в совете, обещает Геркусов. “Мы считаем, что потенциал компании далеко не исчерпан, – говорит он. – У наших инвесторов сейчас существуют два основных варианта стратегии развития “Ростелекома” – как отдельного оператора фиксированной связи или как части более крупной структуры”. Гендиректор “Лидера” Анатолий Гавриленко замечает, что представители его компании, если войдут в совет, будут добросовестно работать, но не планируют затевать в “Ростелекоме” революционных преобразований. “На нас лежит большая ответственность, мы управляем пенсионными активами”, – замечает Гавриленко. Директор по связям с инвесторами и общественностью “Ростелекома” Антон Клименко говорит, что ни “КИТ Финанс”, ни “Лидер” не посвящали его компанию в свою инвестиционную стратегию. В “Связьинвесте” воздержались от комментариев.

Нынешняя бизнес-модель “Ростелекома” предусматривает ограниченное пространство для маневра, считает Яковицкий. Компании стоило бы бороться за доступ к конечному абоненту, но пока она не спешит это делать, а шансов, что представителям “КИТ Финанса” в совете удастся переломить ситуацию, немного, рассуждает аналитик. Согласно уставу “Ростелекома” многие вопросы на совете одобряются простым большинством. Исключений единицы – например, крупные сделки требуют единогласного одобрения. “КИТ Финанс” до сих пор не рассказал, каким он видит будущее “Ростелекома”, и в этой ситуации его сложно считать выразителем интересов миноритариев, добавляет директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Юлий Матевосов. Правда, прошлой осенью “КИТ Финанс” представил свой вариант переустройства “Связьинвеста” – предложил перевести управляющую компанию и ее “дочки” на единую акцию. Но такой вариант при нынешних завышенных ценах на акции “Ростелекома” крайне невыгоден миноритариям межрегиональных операторов “Связьинвеста”, предостерегает Яковицкий.