Не уверен – не размещай


В иске Viacom говорится, что на сайте YouTube было размещено в свободном доступе порядка 160 000 клипов из принадлежащих ей программ и что эти клипы были просмотрены пользователями более 1,5 млн раз. “Мы пытались обсудить с Google и YouTube эту проблему, но переговоры оказались непродуктивными, – заявляет Viacom. – Нам пришлось обратиться в суд, чтобы прекратить воровство интеллектуальной собственности и добиться компенсации весьма значительного ущерба”.

На сайте YouTube пользователи могут размещать свои видеоклипы и обмениваться ими друг с другом. За месяц до подачи иска Viacom потребовала удалить с этого сайта весь принадлежащий ей контент. До этого стороны несколько месяцев вели переговоры о дистрибуторском соглашении. Политика YouTube предусматривает, что защищенный авторским правом контент удаляется с сайта по первому требованию правообладателя. Поэтому YouTube сразу согласилась убрать со своего портала указанные клипы. Однако для Viacom этого было недостаточно: кабельная корпорация, опасающаяся повторного появления однажды удаленных клипов, потребовала, чтобы YouTube постоянно фильтровала поступающий контент, проверяя его на предмет лицензионности.

В исковом заявлении говорится, что подход YouTube не дает правообладателю возможности защитить свои права и не позволяет ему получить доход от показа наиболее популярных передач. “Между тем многие из этих передач, а также впервые демонстрируемых на ТВ фильмов практически сразу после показа появляются в полном виде на YouTube”, – утверждает истец.

YouTube заключила договоры о дистрибуции контента со многими правообладателями, в том числе совсем недавно – с BBC. Однако ей пока не удается добиться крупных и долгосрочных сделок такого рода с ведущими американскими телекомпаниями. Напротив, некоторые из них, в частности принадлежащая General Electric студия NBC, обвиняют YouTube в несоблюдении авторских прав.

Ряд наблюдателей полагают, что Viacom подала иск, чтобы оказать давление на партнера по переговорам. “Соглашение между сторонами, скорее всего, будет заключено, и Viacom хочет добиться более выгодных для себя условий, – говорит Боб Пек, аналитик из Bear Stearns. – Однако примеру Viacom могут последовать и другие владельцы контента, а если их окажется много, это может обернуться катастрофой для Google”.

Выступая на прошлой неделе на конференции для инвесторов, генеральный директор Google Эрик Шмидт рассказал о серьезных разногласиях между его компанией и традиционными СМИ по поводу дистрибуции онлайнового видеоконтента. “Они утверждают, что их контент обладает ценностью, за которую надо платить, а Google считает, что такие утверждения можно доказать только объемами пользовательского трафика, – говорит Шмидт. – Диалог у нас зачастую бывает очень трудным”. Один из участников конференции высказал предположение, что Google слишком самонадеянно и высокомерно ведет переговоры с представителями СМИ и это мешает заключению сделок. “Да, мы самонадеянны, – раздраженно ответил глава Google. – Но когда тебе говорят, что ты виновен [в воровстве], трудно отвечать без высокомерия. А у представителей СМИ такая манера вести переговоры – говорить партнеру, что он проштрафился и что они засудят его до смерти”. Акции Google на NASDAQ подешевели вчера к 22.00 МСК на 1,9%. (WSJ, 13.03.2007, Александр Силонов)