Тольяттинцев приучат к гамбургерам


В начале 2007 г. “Макдоналдс” подписал с холдингом “Автотрейд” контракт на строительство ресторана площадью 500 кв. м, рассказал “Ведомостям” президент холдинга Владимир Яркин. Здание планируется построить к концу 2007 г. рядом с ТРЦ “Планета” на Южном шоссе. По словам Яркина, вопрос о выделении земельного участка “Автотрейду” решен. Источник в мэрии Тольятти подтвердил “Ведомостям”, что “Макдоналдс” и “Автотрейд” заключили договор о строительстве ресторана. Директор по PR компании “Макдоналдс” Светлана Полякова также подтвердила планы компании открыть ресторан в Тольятти. По данным компании, средний объем инвестиций в одно заведение составляет $1,5 млн.

В области у компании есть действующая закусочная в Самаре, открытая 20 августа 1999 г. Она рассчитана на 180 посадочных мест, а в теплое время предусмотрено 80 мест на летней площадке, общая площадь – 730 кв. м. По словам менеджера “Макдоналдса” по связям с прессой Нины Прасоловой, средний чек здесь составляет 80–100 руб. Полякова добавила, что второй самарский проект “Макдоналдса” находится в стадии подбора площадки. “Рассматривается возможность строительства на Московском шоссе или улице Гагарина”, – сообщила она.

Столь поздний приход компании в Тольятти Прасолова объясняет бизнес-планом регионального развития, в котором город не значился приоритетным для экспансии. Причину этого она объяснила решением руководства. Гендиректор консалтингового агентства “РестИнвест” Александр Каргин отмечает, что как таковой рынок фастфуда в Тольятти отсутствует. “Особенность Тольятти в том, что ввиду низкой покупательной способности населения он не является привлекательным для ресторанного бизнеса”, – отмечает Каргин и добавляет, что в городе слабо развита культура восприятия такого формата. “Единственным и прямым конкурентом “Макдоналдса” является один франчайзинговый ресторан “Грильмастер”. Он удачно расположен в одном из самых посещаемых ТЦ в городе – “Русь на Волге”, однако в целом перед “Макдоналдсом” у него нет преимуществ”, – говорит Каргин. Остальные фастфуды расположены в фудкортах торговых центров и не дотягивают до “Макдоналдса”, отмечает эксперт. С ним соглашается руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства администрации Тольятти Хетаг Тагаев. По его мнению, в городе формат фастфуда не востребован. “Потребитель ориентирован на длительное времяпрепровождение в ресторане, думаю, у нас может прижиться только “Макавто”, – говорит чиновник.

В городе присутствует также “Ростик Групп”, но она развивает заведения другого формата – рестораны “Планета Суши” и “Патио пицца”. По словам PR-директора “Ростик Групп” Валерии Силиной, компания проводила маркетинговые исследования рынка фастфуда в Тольятти и решила открыть формат ресторанов.

“Макдоналдс” свободно занимал рынки наших городов, поскольку предложил низкие цены и сильный бренд”, – полагает Каргин. По его словам, в 1999 г. в Самаре была сходная с Тольятти ситуация: фастфуд представлен только немецкой маркой “Грильмастер”. “После кризиса “Макдоналдс” предложил потребителю более низкие цены, и “Грильмастеры” закрылись в течение нескольких лет”, – вспоминает он. Гендиректор сети “Грильмастер” в России Валерий Греков положительно оценивает приход “Макдоналдса” на тольяттинский рынок. По его словам, формат у “Макдоналдса” и “Грильмастера” схожий, но “Грильмастер” останется со своими клиентами, поскольку ресторан работает в Тольятти уже 10 лет.

Полякова полагает, что рынок фастфуда в России только начинает формироваться, во многих городах фастфуд представлен 1–3 заведениями и говорить о жесткой конкуренции не приходится.