ВЫБОРЫ: Граждане статисты


Опыт проведения мониторинга избирательных кампаний с 2000 г. позволяет нам суммировать изменения в этой сфере, которые стали особенно очевидны в ходе прошедших выборов в региональные парламенты. В России формируется модель управляемой партийной системы. Политический ландшафт нестабилен, поскольку на смену отброшенным партиям-проектам приходят новые, и выборы из соревнования за голоса избирателей превратились в борьбу между проектами.

Последняя избирательная кампания имела ряд особенностей. Изменения избирательного законодательства значительно сузили спектр возможностей для регистрации партий. Широкое распространение получила практика разбивки списков на субрегиональные группы – в частности, в Республике Дагестан список был разбит на 53 группы. Выбытие одной из групп грозило снятием с регистрации всего списка. Таким образом были отстранены от выборов списки партий СПС и КПРФ. КПРФ смогла восстановиться только по решению верховного суда республики.

От предыдущих кампаний избирательная кампания отличалась большим количеством снятия партсписков. Отсев составил 31% по сравнению с 10% осенью 2006 г. Основной технологией отказа регистрировать партии стал беспрецедентно завышенный залоговый барьер (рекорд поставлен в Санкт-Петербурге – 90 млн руб.) и зачастую необоснованные претензии к подписным листам. Практически все партии, собиравшие подписи, получили отказ в регистрации.

Новацией стало введение в четырех регионах (Самарская, Московская, Тюменская области и Санкт-Петербург) антидемократической “квоты Империали” (в РФ на федеральном уровне используется “квота Хэра”). Эта методика распределения мандатов отдает дополнительные места партии-победителю в ущерб партии, которая оказалась на втором месте, даже если разница между лидерами минимальна.

Год назад в марте в семи регионах из восьми с дистанции была снята партия “Родина”. Осенью 2006 г. успешно выступила Российская партия пенсионеров, а в избирательной кампании этого года – “Справедливая Россия”. Такая неустойчивость политического пространства вводит в заблуждение избирателей и не способствует формированию стабильной политической системы в России. В условиях бюрократического манипулирования граждане, все больше удаляясь от реального участия в политической жизни, превращаются в статистов.

В то же время кандидаты в процессе борьбы за избирателей, видимо, забыли, что они баллотируются в региональные законодательные собрания. В агитационных материалах практически не поднималось региональных проблем – они были частично затронуты только у КПРФ.

Еще одна особенность: участникам политического процесса запретили вести легальную контрагитацию. Опасения, что критика оппонентов будет расценена как экстремизм, привели к разгулу черного пиара. Его применение зафиксировано во всех регионах, где прошли выборы. Например, в горизбирком Санкт-Петербурга поступило 1500 примеров неэтичных агитационных материалов.

Трактовка законодательства стала еще более избирательной. Агитационные биллборды, растяжки, плакаты партии “Единая Россия” содержали сочетание слов “единая” и “Россия” без кавычек и, соответственно, частично не были оплачены из избирательного фонда. Еще во время прошлых избирательных кампаний суды признали это отсутствием агитации, не обращая внимания на формулировку в законе. А закон гласит, что агитацией признается все, что побуждает голосовать за или против кандидата или партии. Подобная трактовка позволяет партии власти получать преференции перед оппонентами.

На этих выборах был продолжен эксперимент по использованию КЭГов (комплекс электронного голосования). Эти комплексы были опробованы в Великом Новгороде 8 октября 2006 г., но имели недочеты: отсутствовала возможность гражданского контроля и пересчета голосов. На нынешних выборах в Орле была использована модифицированная версия КЭГов. Установленные на КЭГах принтеры дают возможность контролировать результаты голосования каждого избирателя на бумажном носителе, а наблюдателям – возможность ручного пересчета результатов голосования. В эксперименте с участием представителей координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан удалось добиться контрольного пересчета голосов в Орле, однако в законе четко не прописана эта процедура, что требует лоббирования соответствующих поправок в законодательстве.

В течение 11 марта агрессивно использовалась технология подкупа избирателей. В день выборов у нас работала горячая линия, на которую приходили сообщения о замеченных нарушениях – 19% всех сообщений было именно о подкупе. Но на первом месте стоит нарушение принципа тайного голосования – 22% от всех сообщений. По сравнению с предыдущими избирательными кампаниями резко возросло количество незаконной агитации в день голосования. В ход шли все возможные приемы – от рассылки sms-сообщений до открытой агитации на избирательных участках.

В целом избирательная кампания в региональные парламенты показывает значительное снижение политической конкуренции, оторванность содержания агитационных кампаний от региональных проблем. Выборы превратились в борьбу между партиями вместо соревнования за голоса избирателей.