Бонусы “Аэрофлота”


Годовые бонусы для сотрудников “Аэрофлота” (на конец 2006 г. их было 14 262) считаются по положению о вознаграждении, которое совет директоров компании утвердил в январе. Официально компания раскрыла, что бонусный фонд зависит от чистой прибыли по РСБУ за год. Его размер утверждается годовым собранием акционеров. А потом гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов делит всю сумму на три части – “За выполнение стратегических задач”, “За повышение эффективности”, “За исполнение бюджета”.

Как выяснили “Ведомости”, расчет бонуса таков. 13-ю зарплату сотрудники “Аэрофлота” получают в любом случае. Но если “Аэрофлот” выполняет план по чистой прибыли на год, общая сумма дополнительных бонусов будет равна 12% от плановой прибыли. Если план перевыполнен, то 12% от плановой прибыли и 20% от разницы с прибылью фактической.

Максимальная сумма бонусов не должна превышать размер начисленных дивидендов.

Если план по прибыли не выполнен, то менеджеры вообще могут ничего не получить.

Обо всем этом “Ведомостям” рассказал источник, знакомый с положением о вознаграждении, а его слова подтвердил один из членов совета директоров.

На 2006 г. план “Аэрофлота” по чистой прибыли составлял 2,57 млрд руб., говорит один из менеджеров компании, заработал “Аэрофлот” 6,976 млрд руб. Значит, сотрудники могут получить до 1,2 млрд руб. годовой премии. Это меньше дивидендов: “Аэрофлот” планирует направить на них до 20% чистой прибыли, или 1,4 млрд руб.

За 2005 г., по словам источника, все сотрудники “Аэрофлота” получили 809 млн руб. такой премии, общий фонд заработной платы составил 6,1 млрд руб. (за 2006 г. – 6,4 млрд руб.). Члены правления, по словам одного из топ-менеджеров “Аэрофлота”, получили бонус “в несколько десятков тысяч долларов”.

За 2006 г. бонусы могут быть и меньше 1,2 млрд руб. Совет директоров решил, что, даже если план по прибыли перевыполнен, в расчетах могут появиться понижающие коэффициенты – за снижение сервиса, пассажиропотока и проч., говорит источник, знакомый с последним положением о вознаграждении.

“Аэрофлот” – это сервисная компания и нацелена не только на повышение прибыльности”, – отмечает член совета директоров “Аэрофлота”, заместитель гендиректора НРК Леонид Душатин. Самый серьезный, по словам менеджера “Аэрофлота”, понижающий коэффициент – объемы перевозки пассажиров. А они в этом году у “Аэрофлота” выросли на 9,4% (без учета “дочек”).

Менеджерские бонусы российских “голубых фишек” к чистой прибыли, как правило, не привязаны. У РАО “ЕЭС России”, например, бонусы топ-менеджеров зависят от доходности активов энергохолдинга и выплаченных акционерам дивидендов. В 2005 г. члены правления РАО получили 36,2 млн руб. в виде зарплаты, а в виде премий и “иных представлений” – свыше 219 млн руб.

Систему премирования в “Аэрофлоте” эксперты считают простой и эффективной. Компания дает понять, что отмечен вклад каждого сотрудника в успешный год, считает директор консалтингового агентства Green Street Юна Скобликова.

Есть и минусы: например, у “Аэрофлота” есть повод каждый раз занижать план по прибыли на год, считает аналитик инвестбанка “Траст” Евгений Шаго. За последние годы “Аэрофлот” всегда только перевыполнял собственные планы, констатирует он.

План “Аэрофлота” по чистой прибыли на 2007 г. – 2,754 млрд руб., говорит финансовый директор “Аэрофлота” Михаил Полубояринов, но это не занижение плана. Прибыль будет ниже прошлогодней из-за смены учетной политики – с 2007 г. все доходы учитываются только по факту перевозки, а не по факту продажи билетов. Так что часть прибыли за этот год получилась учтенной в 2006 г., добавляет Полубояринов.

Душатин также не верит, что “Аэрофлот” может специально занижать план по прибыли – все плановые показатели утверждаются профильными комитетами, а общая сумма годовых премий все равно отдельно утверждается советом директоров.