Единороссы не поддержали инициативу Грызлова


Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон “О прокуратуре”, предусматривающие создание в структуре Генеральной прокуратуры самостоятельного следственного комитета, были внесены в Госдуму на прошлой неделе двумя депутатами-единороссами. Как полагают авторы законопроекта, это необходимо для разграничения функций прокуратуры: сейчас она совмещает следствие и надзор и фактически подконтрольна только сама себе. Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что законопроект реализует его собственное предложение, с которым он выступил перед президентом на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов в ноябре прошлого года.

Вчера при обсуждении на профильном комитете выяснилось, что инициатива столкнулась с серьезным сопротивлением. Комитет по безопасности не смог выработать единую позицию по проекту. Голоса депутатов разделились поровну, причем против голосовали даже некоторые единороссы, подчеркивает член комитета по безопасности, бывший прокурор Виктор Илюхин. “То, что предлагается, – это разрушительно не только для системы прокурорского надзора, но и для следствия, которое становится практически бесконтрольным”, – говорит депутат.

Инициативу “Единой России” раскритиковал на заседании комитета замгенпрокурора Сабир Кехлеров. “Генпрокуратура не возражает против того, чтобы в стране был создан отдельный следственный комитет”, – цитирует Кехлерова “Интерфакс”. По его словам, фактически предлагается создание совершенно независимой от генпрокурора службы. Руководитель следственного комитета будет первым заместителем генпрокурора, но по сути становится самостоятельным лицом. Из подчинения генпрокурора выводится и вся структура следствия. Это нарушает конституционный принцип действия органов прокуратуры, предусматривающий централизацию руководства и подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, подчеркнул Кехлеров.

Член комитета, единоросс Геннадий Гудков говорит, что воздержался от голосования: команды “сверху” поддержать инициативу не было и это скорее всего означает, что политическое решение по реформе прокуратуры не принято. “Мне звонили и просили проголосовать за проект, – признается он. – Но я не до конца понимаю идеологию этого предложения. Почему у прокуратуры следствие надо забирать, а в МВД, ФСБ, ФНС и других ведомствах оно остается?” Депутат напоминает, что идея создания единого следственного комитета “периодически витает в воздухе” – именно ее, а не предлагаемые полумеры надо обсуждать. Илюхин полагает, что законодательная инициатива единороссов выражает интересы одного из силовых ведомств: фактически речь идет о том, чтобы поставить следствие над прокуратурой, это возвращает страну к временам НКВД, говорит он. Такой комитет станет серьезным конкурентом и для других силовиков, возражает замглавы Центра политических технологий Алексей Макаркин. В его создании может быть заинтересована какая-то конкретная силовая группа, которая хочет усилить свои позиции в прокуратуре перед 2008 г.