Не так посчитали


На воскресных выборах Дагестан оказался самым успешным для “Единой России” регионом: партии отдали голоса две трети жителей республики. Предметом гордости для нее стали и итоги выборов в Подмосковье, где за ЕР проголосовала половина пришедших на участки. СПС, который едва не прошел в парламент Подмосковья (не хватило 500 голосов), и коммунисты, для которых парламент Дагестана оказался единственным, куда они не попали, заподозрили, что в этих регионах подсчет голосов был сфальсифицирован. Вчера региональные избиркомы подтвердили их правоту.

Вчера председатель Мособлизбиркома Валентина Смирнова сообщила журналистам, что в Балашихинском районе отменены результаты выборов по девяти участкам. Лидер подмосковных правых Борис Надеждин полагает, что сфальсифицировано не в пользу СПС по области было порядка 12 000 голосов. С некоторых участков не выдают копии протоколов, но в СПС подозревают, что там и были фальсификации.

“Яблоко” также считает, что преодолело 7%-ный барьер, а голоса у партии были украдены в пользу “Единой России” и ЛДПР за счет фальсификаций и голосования военнослужащих-срочников, не имеющих права голосовать в области, откуда они не призывались. Руководитель местной организации “Яблока” Владимир Коннов рассказывает, что из 75 участков “Яблоко” проконтролировало выборы на 30 и в девяти из них нашло нарушения. “Яблочники” добились от комиссия подтверждения, что голосовавшие не проживают в Подмосковье. К примеру, бойцов из дивизии Дзержинского сажали в машины и возили по всей области с открепительными удостоверениями, рассказывает служивший в этой дивизии Коннов. По его данным, там проходят службу порядка 7000 человек, а в голосовании могли принять участие около 4000. Эти голоса, уверен Коннов, отошли ЕР и ЛДПР.

В Дагестане признаны недействительными итоги выборов на семи участках, сообщил представитель республиканского избиркома. Они находятся в Цумадинском, Табасаранском, Ахвахском и Тляратинском районах. “Из-за того что невозможно определить волеизъявление избирателей”, признаны недействительными выборы и на одном из участков в Буйнакске, говорит пресс-секретарь избиркома Дагестана Мустафа Курбанмагомедов: там неизвестными были уничтожены более 1000 бюллетеней. В Цумадинском районе, по его словам, голосование не состоялось из-за разногласий между членами районного избиркома. “Они подрались, порвали бюллетени, прокуратурой заведено уголовное дело, но результатов разбирательств в избиркоме пока нет”, – рассказывает Курбанмагомедов.

По предварительным данным дагестанского избиркома на 15 марта, “Единая Россия” набрала 65,35% голосов, “Справедливая Россия” – 11,59%, “Аграрная партия России” (АПР) – 9,12%, КПРФ – 5,47%, “Патриоты России” – 6,5%, ЛДПР – 0,54%. В выборах участвовало 1,1 млн человек.

Руководитель дагестанского отделения КПРФ Махмуд Махмудов считает, что отменять результаты выборов нужно в целом по республике. По его словам, в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте были “массовые вбросы бюллетеней”, явка была низкой, но отчитались о 80%. В результате КПРФ вместо 30% голосов по некоторым районам получила 1,5–2%, говорит Махмудов. По его словам, “была команда никаких копий протоколов наблюдателям не давать”. Заместитель председателя партии “Патриоты России” Надежда Корнеева говорит, что поданы жалобы по 13 участкам – в копиях предварительных протоколов “указано одно количество голосов, в итоговых же их в разы меньше”.

“Это прецедент – случаи отмены выборов в регионах довольно редки и зачастую происходят, если побеждает нежелательный для действующей власти кандидат или партия”, – говорит политолог Александр Кынев. Коммунисты часто являются инициаторами громких процессов по пересмотру результатов выборов, но эти попытки успеха не приносят, напоминает эксперт.