САЙТ ДНЯ: Жизнь


Редкая компьютерная игра попадает в энциклопедию. А уж если попадает, то можно быть почти уверенным, что игра эта широко известна. Чего не скажешь о сегодняшней игре “Жизнь” (http://life.june.com.ua), которую если и знают, то скорее в узких кругах. В “Википедии” (http://ru.wikipedia.org) о ней пишут, что изобретена она была еще в 1970 г. Правда, использовалась она скорее не как развлечение, а как математическая модель.

Игра идет на поле, расчерченном на клетки. По умолчанию размер поля составляет 15 х 15, но его можно как уменьшить, так и увеличить. Игрок может “оживить” какое угодно количество клеток, поставив в каждую из них фишку. Из живых клеток образуется некая общность, цивилизация – это может быть определенная фигура или абстрактное нагромождение. После того как ее строительство завершено, игрок запускает процесс – и цивилизация начинает жить своей жизнью, подчиняясь законам, придуманным для нее автором, Джоном Конвеем. Ходы, или стадии, называются здесь сменой поколений. Фишка выживает и переходит в следующее поколение, если две или три соседние клетки заняты другими фишками. А если рядом занято более трех или менее двух соседних клеток, фишка погибает. В первом случае – от “тесноты”, во втором – от “одиночества”. Если пустая клетка граничит ровно с тремя клетками, занятыми фишками, то на этой клетке происходит рождение нового “организма”. На первый взгляд правила сложные, но достаточно сыграть раз-другой, чтобы все стало понятно. Правда, это понимание лишь чуть-чуть облегчит задачу: вряд ли многие смогут просчитать развитие цивилизации дальше чем на ход-другой.

Несмотря на то что формальной задачи в этой игре нет, процесс чрезвычайно забавляет. Суть игры сводится к тому, чтобы изначально создать такую цивилизацию, которая бы успешно существовала на данном поле на протяжении многих поколений. В идеале – чтобы смена поколений была цикличной и не заканчивалась никогда. Простейшая такая комбинация – линия из трех фишек, а варианты посложнее вы найдете в выпадающем меню “объекты”. Их можно выставить на поле в два клика. Наблюдать за их жизнью чрезвычайно интересно, особенно если включить показ рождения и смерти каждой клетки. Еще один регулируемый параметр – тайм-аут, т. е. промежуток времени между сменами поколений.